«Зальцбургская презентация» Украины
Для справки — первый зальцбургский саммит состоялся 22— 23 мая 1993 года. Тогда в нем принимали участие четыре президента: Австрии, Венгрии, Чехии и Германии. И, собственно, тогда никто не мог даже вообразить, что 10 лет спустя на юбилейном саммите будут присутствовать первые лица 17 стран центрально-европейского региона. В том числе — из Албании, Молдавии, Украины, Сербии, Хорватии, Боснии и т.д.
Особенность последней встречи в Зальцбурге еще и в том, что присутствующие на ней президенты, за исключением некоторых, следуя государственному укладу своих стран, не наделены полномочиями, достаточными для принятия серьезных политических решений. В этой связи достойно упоминания признание Президента Украины в том, что он «чувствовал себя не учеником младших классов, как раньше, а равным среди равных» в обсуждении будущего устройства Центральной Европы.
Обмен мнениями между президентами происходил паритетно. Кстати, если трое из них (Италия, Австрия, Германия) представляют страны Европейского Союза, а еще пять — государства, которые не сегодня-завтра будут в составе ЕС. Леонид Кучма еще раз подтвердил на саммите украинский политический выбор — стратегический курс на интеграцию в Европу. На вопрос же, заданный Томасу Клестилю, Карло Адзельо Чампи и Йоганнесу Рау: «Когда Украина станет, пусть даже ассоциированным членом ЕС?» — ответов получить не удалось.
С другой стороны, Томас Клестиль, по словам Леонида Кучмы, «откровенно сказал, что видит Украину ассоциированным членом и что без Украины строить безопасный европейский дом невозможно». Подобным образом, по словам украинского Президента, высказывались и его коллеги из соседних с Украиной стран (президенты Польши, Чехии, Словакии, Румынии). «Время идет, меняется, мы становимся совсем другими. То, что вчера было невозможно, сегодня — под вопросом, завтра станет реальностью», — сказал Президент Украины. И подчеркнул, что «сегодня от России никто отрываться не собирается». По словам Кучмы, европейские деловые круги положительно оценили намерение Украины вступить в ВТО и даже предложили провести конференцию ВТО в Украине.
Наши австрийские коллеги объяснили, однако, весьма популярно: расширение единой Европы в восточном направлении каждый второй австриец воспринимает крайне настороженно. В Германии, к слову, процентное соотношение сторонников и противников расширения ЕС приблизительно такое же. Заметим, что речь в данном случае идет не об Украине, а о тех странах, которые де-факто уже в составе ЕС и станут его полноправными членами через год.
И хотя президент Клестиль, комментируя эту информацию, отметил, что расширения Евросоюза на Восток опасаются прежде всего жители восточных регионов его страны, есть достаточно оснований полагать, что расширение ЕС будет иметь свои территориальные рамки. То есть, географически европейской Украине, как мы поняли, сделавшей свой выбор, курс на евроинтеграцию нужно держать не на словах, а на деле. Об этом, кстати, говорил и Президент Л. Кучма. Любопытно, что местонахождение нашей страны на пути в Европу организаторы саммита определили весьма критично. В подготовленной ими «Визитной карточке» нашей страны утверждается, что, цитируем, «Украина — государство, которое часто придерживалось двойственного курса. Украинская экономика все еще сильно зависит от Москвы и «олигархов», которые оказывают существенное влияние на правительство и проявляют незначительный интерес к реформам, требующимся для установления отношений с ЕС и НАТО. Помимо этого, администрация Президента Леонида Кучмы должна быть осторожной и принять во внимание четкую поляризацию между пророссийским востоком страны и ориентированным на Европу западом». С такими формулировками можно не соглашаться. Но, похоже, так воспринимают Украину в Австрии. И именно такой ее не хотят видеть в составе Евросоюза.
Выпуск газеты №:
№88, (2003)Section
Панорама «Дня»