Перейти к основному содержанию

«Замученные стоят за спиной»

Вчера закончилась Международная конференция, посвященная последствиям тоталитаризма
06 сентября, 20:04

Два нерядовых события, которые только что синхронно произошли в Киеве, и о которых рассказывает сегодня «День» (презентация книги итальянских ученых «Смерть земли. Голодомор в Украине 1932—1933 гг.» и Международная конференция «Советский тоталитаризм в Украине: история и наследие») объединяет одно: это — лечение сознания нации через Память. Ведь в нашем прошлом столько ужасных «черных дыр» совести, ответственности, человечности, что помнить о нем (как бы это ни было нестерпимо трудно) — наш долг, если хотим дальше быть людьми. «Кто не помнит прошлого — обречен пережить его снова». Эти слова величайшего американского философа ХХ века Джорджа Сантаяны должны всегда «стучать в сердце» КАЖДОГО, кто считает себя украинцем.

Замученные стоят у нас за спиной. Это не художественный образ, не романтическое преувеличение, а точная констатация факта. Потому что исторический процесс по своей структуре — не просто прошлое, которое навсегда бесповоротно отжило; это — процесс трехмерный (прошлое-настоящее-будущее), и в такой триаде важнейшим для нас является последний, третий компонент. Именно ради этого, именно во имя грядущих поколений отечественное общественное сознание должно пройти до конца тяжелый путь очищения от тоталитарного «токсикоза», от наследия лжи, насилия и геноцидных экспериментов над людьми — от всего, чем отмечена украинская история первой половины и середины ХХ века. Есть все основания надеяться, что важной вехой на этом пути станет международная научная конференция «Советский тоталитаризм в Украине: история и наследие», которая работала в Киеве со 2 по 6 сентября и была организована Украинским научным институтом Гарвардского университета (США), Госкомархивом Украины и Институтом критики при содействии Международного фонда «Відродження», рядом других общественных организаций, а также посольствами Италии, Польши, США, Франции в Украине.

В первую очередь следует отметить, что в Украине впервые проводится мероприятие такого масштаба, при участии не только ведущих отечественных ученых и общественных деятелей (академики Иван Дзюба, Мирослав Попович, народный депутат Украины Лесь Танюк, профессор Юрий Шаповал, философ Евгений Сверстюк), но и всемирно известных специалистов из стран Западной Европы, США и России (профессора Ален Безансон, Андреа Грациози, Григорий Грабович, Борис Дубин, Роман Шпорлюк, Анджей Менцвель...). Но дело не только в масштабности. Парадоксальным фактом, нуждающимся в осмыслении и вообще отдельном разговоре, является то, что только сейчас, на 14-м году независимости (!), украинское общество и общественное мнение «созрели» для такого серьезного, основательного разговора о самом главном для нас сейчас — как «вылечить», очистить души граждан от тоталитарных комплексов, опасений и суеверий. И главное — ответить на ключевой вопрос: почему же, собственно, подобное могло произойти с Украиной?

Как отметил, открывая конференцию, профессор Гарвардского университета Григорий Грабович, перед ее участниками стоит комплексное задание: во- первых, инициировать научное обсуждение проблемы тоталитаризма; во-вторых, не замыкаясь только в тесных сугубо научных рамках, организовать общественные чтения, посвященные тоталитарному наследию и его преодолению (забегая вперед, отметим, что эти чтения стали действительно нерядовым событием, рассказ о них — несколько ниже); в-третьих, сделать все возможное, чтобы донести мысли, которые будут высказаны, до украинской власти. Более того, профессор Грабович высказал убеждение, что вопрос наследия тоталитаризма должен бы стать приоритетным прежде всего именно для государства, а не только для ученых и представителей общественности. Потому что тоталитаризм держал в тисках наше общество в течение почти всего ХХ века, и государство просто обязано это учитывать.

Чувствовалось, что самое важное для всех докладчиков и участников — это удержаться от искушения мыслить и анализировать шаблонно, по старым, отработанным схемам, что приводит к неминуемо шаблонным, малосодержательным заключениям. И тон в этом отношении задало выступление выдающегося ученого, академика Ивана Дзюбы. Отметив, что исторический и мировой контекст советского тоталитаризма исследован еще очень мало (и заполнить эту брешь как раз и призвана конференция), Иван Михайлович сразу задал несколько фундаментальных вопросов, определяюще важных для понимания самой природы тоталитаризма в Украине и его наследия. В частности: был ли наш народ только жертвой тоталитаризма как результата внешней агрессии с северного востока (а агрессия, бесспорно, была!) — или все-таки сталинский режим имел в какой-то степени и внутриукраинские, имманентные корни (следует сказать, что конференция в целом подтвердила, что такие корни тоже были — без этого утверждение тоталитаризма было бы невозможно!). Еще вопросы: какими, собственно, были конкретные этические и психологические механизмы влияния тоталитаризма на сознание людей? Есть ли связь между тотальной критикой капитализма, которая раздавалась чуть ли не во всех развитых странах Европы в начале ХХ века, с тем зарядом якобы «всемирного обновления» (страшная иллюзия!), который нес тоталитаризм? Особенно важно, подчеркнул академик Дзюба, исследовать украинские источники и резервы общесоветского тоталитаризма, не объясняя все только действием советских штыков. Здесь не обойтись без преодоления имеющихся в наличии иллюзий.

Эмоциональным было выступление народного депутата Леся Танюка. Проблема, заявил оратор, заключается в недооценке самой сути тоталитаризма как этической системы (при этом он сослался на слова выдающегося грузинского философа Мераба Мамардашвили об «островках тоталитаризма» в сознании).

Нужно предупредить власть, отметил Лесь Танюк (а там по большей части — «бегуны на короткую дистанцию»!), чтобы она не ковала гвозди для собственного распятия: ведь, по мнению народного депутата, из 120 партий, зарегистрированных в Украине, только 7—8 не имеют «политбюро» ярко выраженного тоталитарного типа...

За время работы в секциях участники конференции комплексно, используя междисциплинарные методы исследований, проанализировали десятки проблем (названных и неназванных выше), исходя из того, что без правильно сформулированного вопроса просто невозможно получить необходимый правильный ответ. Заключительным же «аккордом» конференции (и, по-видимому, важнейшим) стали общественные чтения, состоявшиеся в рамках ее программы 5 сентября в Украинском доме.

Многие из исследователей подчеркивали особую важность конкретики в исследовании различных форм порабощения тоталитаризмом человеческого сознания. И вот в этой связи сильное впечатление на приглашенных на чтения произвела фотовыставка архивных документов, названная «Как заботливый садовник выращивал товарищ Сталин советского человека...» (кто знает историю тоталитаризма, тот признает, что это действительно так!), и документальный фильм украинских кинематографистов «Слава вождю», посвященный 70-летию Сталина (декабрь 1949 г.). Особенно интересно было смотреть на фильм: воистину великие художники поэт Максим Рыльский и композитор Левко Ревуцкий, которые «за священним покликом серця» создают песню во славу тирану (что еще, кроме страха, побуждало их к этому? Вот главная тайна!), сам Сталин, который смотрит в зале Большого театра на людей, истерически аплодирующих ему, с безграничным пренебрежением и презрением, свойственным его змеиному взгляду...

Мирослав Маринович, ректор Украинского католического университета, чье выступление в концептуальном отношении было одним из лучших на общественных чтениях, привел цифры интерактивного опроса на одном из украинских телеканалов, согласно которому 70% зрителей считают, что тоталитаризм еще никоим образом не побежден в нашем государстве, а 10% — что он не будет побежден никогда! Тотальность государства, убежден господин Маринович, сложнее, чем просто деспотизм. Потому что Сталин всех связывал круговой порукой злодеяний («всех брал по делу», говоря лагерным языком) — следовательно, как это ни тяжело, нужно говорить о вине всех. Но, с другой стороны, заявил оратор, причины непобежденности тоталитаризма кроются и в безнаказанности, потому что, как минимум, недопустимо абсурдной является ситуация, когда ветераны НКВД осуждают ветеранов ОУН- УПА и считают возможным давать им моральные оценки...

Честью для конференции было участие в ней таких знаменитых ученых, как, например, выдающийся французский историк и философ, профессор Ален Безансон. Во время общественных слушаний профессор Грабович зачитал текст его выступления на одной из секций (сам ученый уже отбыл в Париж). В частности, Ален Безансон вспоминает поразительный факт своей жизни: он, уже известный в Европе специалист, узнал о настоящих масштабах Голодомора в Украине только в 1972 году (!) из повести выдающегося русского писателя Василия Гросмана «Все течет»... Нужна ли еще какая-то иллюстрация к настроениям тогдашней (и современной) европейской интеллигенции, которая часто не желает (или не имеет возможности) знать правду?

С особым вниманием было выслушано выступление российского социолога, профессора Бориса Дубина (центр Юрия Левады, Москва). Отношение российской власти к тоталитаризму, заявил господин Дубин, можно определить словами: «Следствие закончено, забудьте!» Характерное высказывание президента Путина (это текущий, 2005 год!): «Мы не позволим прошлому хватать нас за рукава». И если учесть, что подавляющее большинство россиян разделяет взгляд Путина на развал СССР как на «величайшую геополитическую катастрофу ХХ века», что средства массовой информации России являются фактически сплошь огосударствленными (на фоне всевластия «людей в погонах»), что, по авторитетному мнению профессора Бориса Дубина, современный русский человек — это человек, закрытый в себе, недоверчивый, нередко действующий под влиянием страха, человек, которому присущи ксенофобия и склонность к авторитаризму (вот страшные данные последнего опроса, которые привел Борис Дубин вашему корреспонденту: 2/3 россиян поддерживают лозунг «Россия для русских», а 61% одобряют выдвижение кандидатуры Путина на третий срок), если учесть все это, то сказать, что есть основания для тревоги за демократию в России — это ничего не сказать... Подытоживая, профессор Дубин заявил: «В Украине на часах — настоящее время; в России, к большому сожалению, — вчерашнее и позавчерашнее».

Еще много можно было бы рассказать о «творческом сборе урожая мыслей», которым стала конференция. Закончим же словами профессора Григория Грабовича: «Только преодоление тоталитарного наследия в полном объеме — в первую очередь в душах людей — даст нам право встречать будущее с надеждой».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать