Зеленый свет для Турции
С Анкарой начнут переговоры о вступлении в Евросоюз
Турция готова к началу полномасштабных переговоров о вступлении в Европейский Союз. Об этом официально объявила Еврокомиссия, исполнительный орган ЕС. Представители Комиссии доложили о том прогрессе, которого Турция уже добилась, — наряду с Болгарией и Румынией. Последние две страны получили добро на вступление в ЕС в 2007 году, а Хорватия заручилась обещанием со стороны Комиссии на начало переговоров в 2005-м. Окончательное решение по Турции должны принять лидеры всех 25 стран-членов Евросоюза, и решение это будет обсуждаться в декабре, когда истечет годовой срок, данный Анкаре на выполнение требований со стороны Союза. Тем не менее, рекомендация Комиссии стала заметной вехой на фоне страстных дебатов о том, должна ли Турция стать членом объединенной Европы и на каких условиях. Одно из мнений общеевропейской дискуссии предлагаем вашему вниманию.
Европейский Союз, 25 стран-членов которого представляют около 456 миллионов граждан, — самый крупный и смелый эксперимент многостороннего управления в истории человечества. Построенный на пепелище войны, наш Союз является силой, направленной на мир и сотрудничество в условиях растущей нестабильности и поляризации в мире.
Некоторые утверждают, что, успешно интегрировав десять новых стран-членов в мае текущего года, включая восемь бывших коммунистических стран, находящихся на значительно более низком уровне экономического развития, ЕС должен остановиться. Но подведение черты под процессом расширения было бы как упущенной возможностью для ЕС, так и жестоким ударом для тех стран на Балканах и в других регионах, для которых перспектива вступления является важным стимулом для проведения реформ и развития.
Действительно, новые члены ЕС из числа посткоммунистических стран показали, что членство в ЕС дает странам возможность преодолеть конфликты и быстрее и безболезненнее совершить переход к устойчивой демократии и рыночной экономике. Нам следует гордиться, а не бояться, что другие страны стремятся присоединиться к нашему сообществу ценностей. Новые границы ЕС не должны превратиться в новые линии раздела, отделяющие богатых от бедных, демократию от диктатуры и стабильность от конфликтов.
Греции это очень хорошо известно. Именно наша вера в Европу как катализатор мира и процветания привела нас к примирению с Турцией и к поддержке ее стремления стать членом ЕС. Когда правительство PASOK (Всегреческого социалистического движения) начало проведение политики восстановления отношений между Грецией и Турцией во время моего пребывания на посту министра иностранных дел, наши политические оппоненты порицали нас за «подрыв» национальных интересов. Многие люди с подозрением относились к восстановлению связей со старым врагом. Изменить прочно укоренившиеся взгляды за один день невозможно — это постепенный процесс, направленный на установление доверия как на уровне простых граждан, так и на вершинах политической власти.
Пять лет спустя результаты говорят сами за себя. Греция и Турция подписали десятки взаимовыгодных соглашений в самых разных сферах, начиная с торговли и энергетики и заканчивая охраной окружающей среды и борьбой с организованной преступностью. Нет никаких сомнений относительно того, что крепкие двусторонние узы полезны для экономики и безопасности Греции. Но наша активная политика восстановления дружеских отношений была призвана служить не только национальным интересам. Она была частью регионального видения, направленного на установление стабильности в соседних странах — от Балкан до Ближнего Востока.
В результате Греция и Турция сотрудничали во время гуманитарной миссии в Косово и предприняли совместные действия по урегулированию кризиса в Израиле и Палестине. Стратегический союз между Грецией и Турцией помог предотвратить распространение насилия в Ираке на соседние страны и создал базу для более близких отношений между Турцией и ЕС.
Внутренние реформы, осуществленные в результате «Документа о партнерстве в вопросах вступления Турции в ЕС», прошли на удивление быстро и будут иметь серьезные последствия. Однако еще многое надо сделать, и начало переговоров по вступлению — это только часть политического процесса, который займет многие годы.
Нарушения прав человека и национальных меньшинств в Турции, а также чрезмерная власть военных являются крупнейшими препятствиями к ее вступлению в ЕС. Четкие и ясные стандарты и цели, поставленные ЕС, станут дополнительным стимулом для проведения Турцией реформ в этих сферах. Вот почему Греция выступала за реальную, а не «виртуальную» возможность для Турции стать кандидатом на вступление в ЕС и получение ею всех прав и обязанностей.
Сейчас задача правящей в Турции Партии справедливости и развития (AKP) — выполнить все взятые страной обязательства. AKP была избрана на проевропейской платформе, что стало отражением потребности общества в модернизации и демократизации. Но туркам хорошо известно, какие страсти разжигает в Европе вопрос о вступлении их страны в ЕС. Некоторые лидеры ЕС утверждают, что вступление Турции вызовет волну миграции и негативно отразится на европейской экономике. Другие просто считают, что мусульманской стране нет места в Европе.
Ни одно из этих возражений не кажется убедительным. Турция и ЕС имеют долгий опыт решения общих проблем и достижения взаимовыгодных результатов. При правильном управлении миграция может обогатить культурное многообразие Европы и удовлетворить потребности рынка труда, принимая во внимание падение уровня рождаемости в ЕС и старение его населения. Иммигранты прибывают в Европу по большей части потому, что Европа нуждается в них.
В то же самое время отказать Турции в европейском будущем на религиозных основаниях — все равно, что отказаться от существующего многообразия в нашем Союзе. Демократия — это универсальная ценность, а не принадлежность определенных религий. Как грек, испытавший на себе и диктатуру, и демократию, я знаю, что это не только проявление расизма, но и в высшей степени неверный подход.
Принятие страны, разделяющей наши демократические ценности, уважение к правам человека и приверженность принципу верховенства закона, независимо от этнической принадлежности или религии, станет позитивным сигналом для мусульманского мира. Это ослабит растущую напряженность между христианством и исламом, подогреваемую международным терроризмом и вспышками национализма.
Очень стыдно, что через 15 лет после того как во всей Европе пали искусственные барьеры «холодной войны», «берлинская стена» все еще разделяет христианские и мусульманские общины в столице Кипра Никосии. Но европейская модель интеграции доказала свою эффективность в разрешении таких затяжных конфликтов и проблем. Так же, как разделение Кипра является печальным прецедентом для регионального сотрудничества, объединенный Кипр только укрепит стабильность в регионе.
Сейчас, когда Турция получила зеленый свет на начало переговоров о вступлении в ЕС, решать потенциальные проблемы региона, скорее всего, будет гораздо легче. В отличие от «войны с терроризмом», европейская интеграция может послужить моделью для урегулирования ближневосточных кризисов и устранения насилия во всем регионе.
В ходе переговоров, которые продлятся несколько лет, в интересах международного сообщества продолжать поддерживать европейское будущее Турции, внося при этом конструктивный вклад в преодоление разделения Кипра. Из религиозного и этнического конфликта Европа может еще раз создать образец мирного сотрудничества — на этот раз путем формирования интегрированной зоны стабильности в Восточном Средиземноморье.
Георгиос ПАПАНДРЕУ — министр иностранных дел Греции с 1999 по 2004 год и председатель Всегреческого социалистического движения.
Выпуск газеты №:
№181, (2004)Section
Панорама «Дня»