Перейти к основному содержанию

Жан-Поль ВЕЗИАН: Украина сама будет определять развитие своих отношений с ЕС

16 октября, 20:02

Франция наряду с Германией остается в Европейском Союзе ключевой страной. От ее голоса зависит будет ли страна, претендующая на членство в ЕС, принята в европейское содружество. Париж по многим вопросам занимает позицию, отличную от позиции самого влиятельного в мире государства — Соединенных Штатов Америки. Каким видят во Франции будущее Европейского Союза и его будущие границы? Будет ли там место для Украины? Как оценивают в официальном Париже последние заявления украинского премьера о замедлении темпов интеграции в НАТО? Какую роль может сыграть Франция в период председательства в ЕС в 2008 году, будет ли она содействовать тому, чтобы Украина имела перспективу членства в ЕС? Как чувствует себя французский бизнес в Украине? Обо всем этом рассказывает в интервью «Дню» Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Украине Жан-Поль ВЕЗИАН.

— Было ли ожидаемо и желанно для Франции брюссельское заявление Виктора Януковича о неготовности Украины присоединиться к Плану действий по обретению членства в НАТО? Является ли, на ваш взгляд, предскадуемым нынешнее правительство Украины?

— Мне довольно трудно прямо ответить на этот вопрос: в действительности мне не положено судить о действиях или политике, которую проводит украинское правительство. Нужно подчеркнуть и отметить: ни одни двери не закрыты для Украины. Прежде чем постучать в эти двери, нужно, конечно, самому подготовиться, и этого никто не сможет сделать за Украину — подготовиться к тому, чтобы быть принятым теми, кто находится по другую сторону дверей. Именно это делает Украина, и я хотел бы добавить, что в рамках Политики соседства ЕС существует огромный потенциал, целый ряд инструментов, которые стоит задействовать.

Сегодня я просто могу отметить, что в своих заявлениях украинские чиновники сами заявляют о желании занять реалистичную и прагматичную позицию по отношению к Европейскому Союзу и НАТО: если я правильно понимаю, речь идет о том, чтобы Украина в первую очередь показала свою способность к переменам и реформам, необходимым для развития и углубления ее диалога как с ЕС, так и с НАТО. Пытаясь все же ответить на ваш вопрос, признаюсь, что у меня создалось впечатление не о каком- то изменении курса, а скорее о желании пересмотреть методы и скорость процесса. Мне кажется, что в нынешних рамках интенсифицированного диалога с НАТО также остается много возможностей, к тому же большая работа уже была проделана для реформирования вооруженных сил.

Хотел бы еще раз подчеркнуть, что Франция — ни по принципиальным, ни по любым конъюнктурным соображениям — не является враждебной по отношению к интеграции Украины в евроатлантические структуры, когда, мол, другие страны будто бы к ней благосклонны. Как я уже об этом заявлял от имени правительства Франции, именно Украине надлежит в первую очередь определиться со своими ключевыми направлениями во внешней политике. Именно Украина должна сегодня заявить о своей позиции, учитывая свои интересы, волю своих граждан. Господин Янукович от имени правительства, которое он возглавляет, не пожелал просить о присоединении к ПДЧ; зато он подчеркнул необходимость содержательного углубления диалога между Украиной и НАТО. Именно такова ситуация сейчас, и мы настроены на сотрудничество с Украиной в том темпе, который она сама пожелает.

Нужно ли повторять снова о нашей общей готовности работать с правительством, сформированным 4 августа коалицией, образовавшейся в парламенте в результате демократических выборов? Мы бы работали ТАК ЖЕ беспристрастно с любой другой коалицией, появившейся в результате выборов в марте.

— Правы ли некоторые аналитики, которые утверждают, что путь Украины в евроатлантические структуры лежит в первую очередь через Париж и Берлин и умение украинской власти договориться с этими двумя самыми влиятельными странами в ЕС?

— Хотел бы подчеркнуть, что в ни в коем случае моя страна — так же, как и Германия — не является преградой между Украиной и ее возможным вхождением в НАТО или ЕС. Украина является молодым государством, которое сегодня еще находится в стадии своего становления, утверждения национальной идентичности. Есть ли сегодня в Украине консенсус о необходимости вхождения в НАТО? Если такого консенсуса еще нет, являются ли в таком случае Франция и Германия препятствием интеграции Украины? Не состоит ли главная проблема в том, что этот вопрос является предметом дискуссий в самом обществе и среди политических лидеров вашей страны? Не кажется ли вам, что необходимы усилия по линии публичной дипломатии, информационная кампания, настоящие дебаты о вхождении вашей страны в НАТО? Только сами украинцы, я считаю, способны провести это обсуждение.

Если говорить о Европейском Союзе, то проблема консенсуса предстает несколько иной. Украину ждет значительная работа по реформированию и модернизации, которая бы позволила ей выйти на уровень европейских стандартов в сфере, которую обобщенно называют «приближение законодательств». Именно такие усилия, направленные на конкретную, основательную реализацию реформ, являются, по моему мнению, предпосылкой любой серьезной заявки на вхождение в ЕС; именно такие усилия, несмотря на наличие или отсутствие перспектив членства или каких- то сигналов, сделают из вашей страны еще более современное европейское государство.

— Какую роль может сыграть Франция в период председательства в ЕС, чтобы перед Украиной открылась перспектива членства в этой организации? Что должна со своей стороны сделать Украина, чтобы Евросоюз открыл перспективу членства, а впоследствии принял ее в евросообщество?

— Как вам известно, отношения между Украиной и ЕС сегодня разворачиваются в рамках политики соседства. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, которое скоро подойдет к концу, должно быть проанализировано с целью подвести итоги и предложить дальнейшие возможности. Углубление отношений между Украиной и ЕС будет зависеть не только от французского или немецкого председательства, но и от того, что решит Украина и к чему она будет действительно готова в реализации своей политики в краткосрочный и среднесрочный период. Как известно, рассматривается возможность создания зоны свободной торговли между ЕС и Украиной. Но это может произойти только если Украина до этого станет членом ВТО. Установление более тесных связей между Европейским Союзом и Украиной зависит, таким образом, от скорости, с которой ваша страна пройдет свой отрезок пути. Полное осуществление плана действий является уже серьезной задачей.

Позвольте подчеркнуть, что Франция конкретными действиями участвует в усилиях реформирования и модернизации, которые прилагает ваша страна. С декабря 2005 года, в министерствах аграрной политики, юстиции, а также в Главном управлении государственной службы работают три французских эксперта очень высокого уровня, задачей которых является предоставлять экспертные заключения и оказывать поддержку реформам, которые вы стремитесь внедрять для приближения к европейским стандартам. Я думаю, через такое двухстороннее сотрудничество, которое в то же время призвано приблизить украинские реалии к европейским, четко проявляется интерес Франции к модернизации вашего государства.

— Как вы считаете, сможет ли инициатива одного из вероятных кандидатов в президенты Франции Николя Саркози по подготовке и принятию странами евросодружества «мини- договора» покончить с конституционным кризисом, возникшим в результате «нет» Договору со стороны французов и голландцев во время референдума в прошлом году?

— Как я уже подчеркивал, Украина сама будет определять естественное развитие своих отношений с Европейским Союзом через скорость, природу и глубину реформ, которые она будет проводить. Именно благодаря хорошему проведению процесса реформ и политическому, экономическому и законодательному сближению с ЕС вы увеличиваете шансы со своей стороны. Принадлежность к ЕС предполагает, как вам известно, выполнение очень четких условий, как в экономическом плане, так и в областях управления страной, прав человека, — то, что называется Копенгагенскими критериями. Пример стран Центральной Европы, которые недавно вошли в состав ЕС, показателен: эти страны внедрили реформы, иногда резкие и болезненные, и подготовили свои организации и свою экономику к «шоку расширения». Этот этап невозможно перепрыгнуть, он необходим.

— Каким видит Париж будущее Евросоюза и его границы на Востоке? Будет ли там место Украине и Турции?

— Для выхода из институционного тупика, в котором сегодня находится ЕС, нужно рассматривать все варианты, если только они имеют целью улучшить функционирование Союза. Сегодня кое-кто считает, что было бы интересно сохранить некоторые самые интересные пункты отвергнутого референдумом Конституционного договора, чтобы разблокировать ситуацию в институционном плане. Но снова встает вопрос, каким образом ратифицировать такой текст. Французы не поймут, почему после того как им дали возможность высказаться в первый раз, во второй раз за них будет решать парламент. По этой причине любое предложение, любая инициатива будут требовать в большой мере разъяснения и сознательной поддержки не только со стороны политиков, но и со стороны граждан. Председательство Германии, а впоследствии Франции, позволят, как мы надеемся, возобновить позитивную динамику.

— Какую роль, по вашему мнению, может сыграть со своей стороны Украина в поддержании в Европе безопасности в целом и энергетической в частности?

— Границы Европы уже определенным образом известны, если следовать географическим картам. Генерал де Голь в свое время говорил о Европе «от Атлантики до Урала», а это значит, что Украина расположена в Европе, и этого никто не отрицает. Чтобы подробнее ответить на ваш вопрос и связать его с тем, что я уже ответил касательно связей с ЕС, скажу, что у нас больше политические критерии. «Европейскость» в равной степени определяется определенными ценностями и понятиями, такими как демократия, правовое государство, свобода и свободы. Именно на базе такого представления о Европе руководители государств и правительства решили, по рекомендации Европейской комиссии, начать переговоры о вхождении Турции — страны, территория которой на 90% географически расположена за пределами Европы.

Однако принятие такой страны, как Турция, население которой через несколько лет будет насчитывать более девяноста миллионов человек, или такой страны, как Украина, население которой сейчас насчитывает сорок семь миллионов, будет иметь определенные последствия. Европейские учреждения должны быть адаптированы, а сегодня всем известно, что они с трудом работают при двадцати пяти членах. Расширение, которое состоялось в мае 2004-го вызвало в Европе много вопросов, на которые мы должны ответить, прежде чем рассуждать о следующих шагах в этом направлении. Европа также должна думать заранее о своих целях и своем функционировании: именно это она сейчас и делает. При двадцати пяти членах это уже совсем нелегко.

— Как себя чувствует французский бизнес в Украине, открылись ли перед французскими инвесторами большие возможности с приходом к власти нового правительства?

— Торговые обмены между нашими странами устойчиво развиваются в течение уже многих лет, но они все еще остаются слишком скромными, учитывая наши экономические возможности. Занимая восьмое место среди торговых партнеров Украины, Франция экспортировала сюда в 2005 году продукции на 594 миллиона евро, в первую очередь продукты незаконченной переработки, которые включаются в состав готовой продукции (продукты химического производства и изделия из пластмассы, текстиль для дополнительной обработки). Второе место в структуре экспорта в Украину занимает оборудование, которое сопровождает модернизацию украинской промышленности, и продукты повседневного потребления, которые представлены преимущественно фармацевтическими и парфюмерно-косметическими изделиями. Затем идут автомобили, благодаря присутствию на украинском рынке трех французских производителей — Рено, Пежо и Ситроен, и продукция агропромышленного комплекса.

Со своей стороны, Украина экспортировала во Францию товаров на 246 миллионов евро: одежду, продукцию химической и металлургической отрасли, топливо. За первые восемь месяцев 2006 года мы констатируем ощутимый рост товарооборота: французский экспорт вырос на 37% (преимущественно благодаря профессиональному оборудованию), а украинский экспорт — на 31,5% (в частности поставки продуктов агропромышленного комплекса увеличились на 163%). Такое оживление торговых обменов является ощутимым с 2005 года, и я отмечаю, что правительство намеревается уделять большое внимание вопросам экономики, что является добрым знаком на будущее.

— Почему до сих пор слаб интерес французских высокотехнологических компаний к сотрудничеству с украинскими предприятиями авиационной и ракетно-космической отрасли, а также предприятиями, специализирующимися на выпуске оборонной продукции?

— Нужно признать, что Украина не имеет во Франции имиджа страны высоких технологий, а внимание французских промышленников направлено в другие сферы, прежде чем они обращаются к украинским партнерам. Конечно, это ошибочно, и необходима серьезная работа по продвижению качества украинских товаров в этой сфере. С другой стороны, иногда непросто сотрудничать с компаниями военно-промышленного комплекса, которым присуща культура секретности и которые часто не готовы к отношениям с гражданской сферой, в частности из-за распространенного отсутствия патентов, которые бы защищали изобретения.

Хотел бы заметить, в то же время, что франко-немецкий консорциум EADS осуществил очень обстоятельные исследования возможностей сотрудничества с Украиной в различных областях своей специализации и очертил приоритетные направления общей работы. Но сегодня консорциуму еще не удалось получить поддержку соответствующих должностных лиц с украинской стороны, и это сдерживает углубление сотрудничества в этой сфере. Новому правительству стоит дать новый толчок в этом направлении, положив начало новым формам работы, ведь этот сектор может стать областью для настоящего сотрудничества.

— Приедет ли в Украину президент Жак Ширак и когда?

Президент Французской Республики, как вам известно, не смог посетить Украину в октябре прошлого года, как планировалось, по причинам, не зависящим от его воли. Но мы убеждены, что не позже весны следующего года администрация президента Французской Республики сможет найти в очень плотном графике господина Ширака возможность, которая устроит и вашего Президента.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать