Женский взгляд на войну

Позавчера на Крещатике собралось около трех тысяч участников войны. Хотя многие и не выказывали своего недовольства организацией праздника, в большей или меньшей степени оно присутствовало практически у всех. Шествующая праздничная колонна не помешала велосипедистам совершить свой «вояж выходного дня» по Крещатику, а у могилы Неизвестному солдату ветеранов почти что вытеснили бравые коммунисты, превратившие возложение цветов в очередной митинг. Словом, участники войны и ветераны удовольствия от массовых гуляний не получили. Как потом они рассказывали, при такой организации и подобном отношении у них осталась лишь одна радость — радость общения. Поэтому во время праздника они были словоохотливыми, а их воспоминания — далеко не всегда наполненными горечью и болью утраты. Говорили, в основном, о крепкой дружбе, взаимовыручке, бесстрашии и, как ни странно, даже о романтических чувствах, которые вспыхивали между людьми в военные годы. К примеру Цезарии Станиславовне Галоненко в июне 41 го быловсего 19. Во время войны она работала санинструктором, и самые яркие воспоминания у нее связаны с благодарными глазами солдат, их застенчивыми признаниями в любви и собственной радостью, когда желание жить у раненых оказывалось сильнее смерти. Мужа-летчика Цезарии Станиславовны убило в самом начале войны, через несколько месяцев после их свадьбы. Тогда она пришла в военкомат и твердо заявила: «Я иду вместо него». Цезария Станиславовна говорит, что в те времена страх не посещал ее ни на секунду, он появился уже после войны, когда вспоминались постоянные бомбежки и поля, усеянные телами солдат.
Тяжелее пришлось Татьяне Ермолаевне Масловой. Она работала в разведке. Во время выполнения очередного задания Татьяне Ермолаевне отморозило ноги, а ее подруге — лицо. Она рассказывает, что бывало такое, что по несколько дней «питались» горячей водой. Голову же приходилось мыть в болоте, а потом с болью наблюдать за тем, во что превращается некогда ее гордость — длинные золотистые волосы. Правда, и сейчас 84-летней Татьяне Ермолаевне живется несладко в двадцатиметровой квартире без телефона, за которую она платит на общих основаниях. Когда же она как-то зашла в ЦУМ купить внуку игрушку ко дню рождения, «исполнительные» охранники ее выгнали, мотивировав тем, что «таким покупателям в этом магазине не место». В то же время Татьяна Ермолаевна не устает утверждать, что самое ценное благо на земле — это мир, как в глобальном его понимании, так и в будничном. Поэтому ни на кого не обижается и говорит, что любой поступок, пусть даже плохой, всегда чем-то объясняется.
Наверное, можно найти целый ряд объяснений и тому, почему оставшиеся в живых ветераны (на сегодняшний день их 4,5 миллиона) живут так бедственно, и многие из них вынуждены собирать бутылки и убирать подъезды в награду за то, что сегодня мы можем праздновать день Победы. Правда, во время праздничных церемоний премьер- министр Украины заявил, что правительство Украины и он лично будут делать все, чтобы обеспечить «достойные условия жизни» для ветеранов Великой Отечественной войны, поскольку «каждая минута их жизни — это огромная ценность для общества и государства». Указом Президента утверждена и программа усовершенствования социального и медицинского обеспечения ветеранов войны, рассчитанная до 2005 года. Словом, осталось только успеть...
Выпуск газеты №:
№82, (2002)Section
Панорама «Дня»