Зима и «Правила...»
Кто виноват в неблагоприятной дорожной ситуации?Для начала — о трех главных правилах, подсказанных зимой и старшим инспектором отделения профилактики ГАИ Киева Евгением Кравцем. Номер один: управлять на скользкой дороге следует плавно. Речь идет о руле и педалях: специалисты советуют представлять себе, что вы не спеша плывете в бассейне, где вода смягчает и замедляет все движения. Пункт второй: газ при зимней езде должен быть минимальным. Никаких ускорений! Иногда лучше несколько раз заглохнуть и снова завестись, нежели прокопать колеи и снова буксовать. Третье правило — по возможности, тормозить лучше двигателем. При этом следует держать большую дистанцию перед двигающимся впереди автомобилем и тормозить заблаговременно.
Конечно, отмечает эксперт, перечисленные правила — общие, ведь существуют еще свои особенности при вождении автомобилей разной марки и «конфигурации». Ко всему сказанному можно добавить еще: зимняя «резина» и соблюдение водительской этики — главный залог отсутствия не только неприятных дорожных ситуаций, но и возможных санкций со стороны соответствующего Управления.
Казалось бы, вещи очевидные. Однако статистика свидетельствует, что видны они далеко не всем: за прошлый год на территории города было совершено почти три тысячи правонарушений, в которых 324 человека погибло, а 3212 — получило травмы. Только водители автобусов были уличены за этот период в вождении в нетрезвом состоянии (95 человек), превышении скорости движения (9430), проезде на запрещенный сигнал светофора (8307), эксплуатации с техническими неисправностями (5726) и т. д. С одной стороны, в киевском управлении ГАИ не склонны говорить о том, что показатели ДТП зависят от погодных условий: по утверждению Е. Кравца, водители в снежный сезон становятся более бдительны, а многие — просто не выходят на трассу: берегут свое транспортное средство. С другой — по прошлогодним данным того же ГАИ, в зимнее время «происшественные» показатели неуклонно росли вверх. В нынешнем году статистика несколько улучшилась, замечает по этому поводу не пожелавший назваться сотрудник ведомства. Связана она с тем, что на киевских дорогах появляется все больше новых машин, оснащенных современными средствами безопасности, наладилось и со своевременной чисткой дорог (в смысле, на количество соответствующей техники у дорожных организаций «гаишники» не жалуются). Тем не менее, в принципе, «внесезонные» проблемы — пробки, несанкционированная парковка плюс то, что водители «не осознают «благодаря» существующим правилам неотвратимость наказания» — по мнению ГАИ, зимой значительно усугубляют ситуацию. По этому поводу в киевском управлении слегка обижаются за «разгон», сделанный не так давно на расширенном заседании Коллегии исполнительного органа Киевсовета столичным мэром Александром Омельченко этому ведомству. Ведь, как гласит закон Украины о дорожном движении, дорожные организации, а не ГАИ, обязаны обеспечивать безопасность, экономичность и комфортные условия дорожного движения, информацией об аварийных ситуациях и состоянии дорожного покрытия, обеспечивать техническими средствами регулирования. Однако во всем вышеуказанном обвиняют именно Госавтоинспекцию.
В ГАИ признают собственную «вялость» в решении отдельных «дорожных» вопросов, наличие сотрудников, решающих материальные нюансы прямо на рабочем месте (в конце прошлого года в органах МВД, к примеру, возбуждено 13 уголовных дел по факту взяточничества, около 40 человек было уволено за, скажем так, «нетактичные действия»). Однако, замечают там, обвинения, к примеру, в отсутствии новых предложений по улучшению ситуации можно объяснить тем, что и старые предложения не были учтены городом в полной мере. Что касается тех же нарушений правил парковки, то сложно, допустим, что-либо предпринять в ситуации, когда ГАИ не имеет право выписывать квитанцию в отсутствие водителя. Во-первых, каждую машину-нарушителя стражем порядка не снабдишь, во-вторых — виновник, заметив сотрудника ГАИ, смело может перестоять за углом, пока последний устанет ждать.
Относительно пробок, то это, в принципе, еще вопрос, на чьи плечи следует возлагать данную проблему. Конечно, очевидно, что многие киевские улицы не справляются с нагрузкой по причине очевидной: построенные сотню лет назад, они не могут выдерживать нынешний поток машин (в Киеве насчитывается около 600 тысяч единиц транспорта, ежегодно это число увеличивается на 15—20%). Однако архитектурные эксперты не даром «бьют в колокола» по поводу того же уплотнения центра офисами и высотным жильем: подобные дорогие здания немыслимы без привлечения дополнительных транспортных средств, а значит — осложнения дорожной и экологической ситуации. Кстати, решение последнего нюанса эксперты-транспортники предлагают городу уже года два или три…
Выпуск газеты №:
№10, (2004)Section
Панорама «Дня»