Зона преград
Очередной рубеж преодоления трудностей в построении единого экономического пространства стран СНГ отнесен, как известно, на сентябрьскую Ялту. Но на завтрашнем заседании группы высокого уровня, которое пройдет 15—16 августа в Астане (Казахстан), планируется принять важные решения: утвердить в качестве основы для создания ЕЭП Украины, России, Казахстана и Беларуси тексты концепции, соглашения и плана действий, которые в минувшую пятницу на встрече в Киеве согласовывали эксперты четырех стран.
Одновременно в Ялте состоится международный научный симпозиум «Механизм введения и оптимального функционирования зоны свободной торговли между странами-участницами СНГ», на который первым вице- премьером Николаем Азаровым приглашены, в частности, представители Всемирной торговой организации, ГУУАМ, Евразийского экономического сообщества, а также представители Польши, Словакии, Венгрии, Чехии, все чаще именуемых теперь новой Европой и занимающих не слишком лояльную позицию в отношении попыток восстановить экономическую мощь бывшего СССР в межгосударственном объединении, возглавляемом Россией.
Напомним, что ранее в Москве стороны (очевидно, не без усилий Украины) согласились признать возможность использования принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции в рамках ЕЭП. Было также решено не создавать единый наднациональный орган до подготовки соответствующей правовой базы для его деятельности. И тем не менее, по оценкам экспертов, формирование единого экономического пространства России, Беларуси, Казахстана и Украины может быть завершено не ранее, чем через 5—7 лет. И это несмотря на то, что интеграционный процесс, казалось бы, уже пошел. Украина и Россия намерены согласовать график отмены изъятий и ограничений из режима зоны свободной торговли для реализации первого этапа создания единого экономического пространства Украины, России, Беларуси и Казахстана — зоны свободной торговли без изъятий и ограничений. Правда, премьер России Михаил Касьянов, высказываясь за согласование с Украиной графика выхода из этих изъятий, внутренне убежден, что зона свободной торговли может существовать и с изъятиями...
Так что скорость движения по единому пространству, не исключено, может меняться в зависимости от множества обстоятельств. Одно из главных, причем в основном для Украины, — европейская реакция на попытки создать на просторах СНГ зону свободной торговли и даже ЕЭП. Пока что эту реакцию трудно назвать благоприятной. Так руководитель британского Королевского института стратегических исследований Джонатан Эйл (это учреждение считают одной из ведущих британских аналитических организаций, к чьим услугам прибегает правительство Великобритании) уверен, что даже разговоры о вступлении Украины в провозглашенное четырьмя постсоветскими странами единое экономическое пространство могут плохо повлиять на отношения официального Киева с Европейским Союзом и повредить планам вступления Украины в ВТО. В недавнем интервью украинской службе Би-Би-Си Дж.Эйл сказал, что идея создания ЕЭП между четырьмя странами имеет больше политических, чем экономических объяснений. По его мнению, эта идея может усложнить признание Евросоюзом Украины как страны с рыночной экономикой, а также продвижение Украины во Всемирную торговую организацию, членство в которой Киев хочет обрести до конца нынешнего года. «Понятно, что эти четыре страны имеют много общего, связанного с их советским прошлым. Однако с практической точки зрения их объединение не имеет большого смысла, так как на самом деле им необходимо привлечение к международной конкуренции, чтобы местные производители улучшали качество своей продукции, а не оставались на уровне советской промышленности», — сказал британский эксперт.
Он также отметил, что для Украины это будет означать осложнения в процессе признания Евросоюзом ее статуса страны с рыночной экономикой, в то время как Россия его уже имеет. «Это же касается и продвижения Украины в ВТО», — отметил эксперт.
Вместе с тем он не исключил, что подготовкой к созданию ЕЭП Украина привычным для себя способом пытается отвлечь внимание России от своих евроинтеграционных планов, и одновременно показать западным партнерам, что опасность возвращения Украины в орбиту России остается реальной.
Весьма характерный аргумент, подтверждающий мнение английского ученого, дала недавно одна из активных участников ЕврАзЭС — другого международного экономического сообщества, создающегося на просторах СНГ — Киргизия. Премьер-министр этой страны Николай Танаев заявил на заседании правительства, что в случае невозврата задолженности Украины ($27 млн.) Бишкек, как член Всемирной торговой организации, может возражать при вступлении в нее Украины, имеющей, кстати, статус наблюдателя в ЕврАзЭС.
Активизация зазеркального по отношению к европейскому экономического пространства может также осложнить для его участников дорогу в Европу, о которой они довольно часто говорят. Как считает директор исследовательского института Немецкого общества внешней политики Эберхард Зандшнайдер, в случае дальнейшего существования в Украине, Молдове и Беларуси «неразвитых» демократий, которые не способны обеспечить экономическое развитие, трудно говорить о вступлении этих стран в Европейский Союз. Даже если этим бывшим советским республикам вскоре удастся достичь позитивных подвижек, то их можно будет рассматривать как кандидатов на вступление в ЕС не ранее, чем через 10 лет, отметил эксперт.
Может быть, именно подобные оценки добавляют оптимизма в отношении сентябрьских решений в Ялте главному интегратору СНГ и всех его структур — России. «Несмотря на проблемы, есть хороший прогресс, — заявляет М.Касьянов. — Мы должны приложить дополнительный импульс, чтобы к сентябрю мы добились положительного результата по созданию единого экономического пространства».
Выпуск газеты №:
№141, (2003)Section
Панорама «Дня»