Александр ВОЛОЩУК: «Мир значительно гостеприимнее, чем мы привыкли считать»
О «мусульманских» впечатлениях. И украинцах от Кубани до Курдистана
Александр Волощук, 38-летний путешественник из Чернигова — из той же когорты, что и Человек года-2010 по версии «Дня» Николай Хриенко. В его туристическом «заделе» немало путешествий: объездил русский Север, Зауралье, Западную и Восточную Сибирь, Камчатку, Дальний Восток, Монголию, Приднестровье, Грузию, Финляндию. Везде пытается отслеживать «украинский след» в том или ином государстве, республике, регионе. Земляки его радушно принимают и... неохотно отпускают. Ездит преимущественно автостопом, который дает возможность экономить средства и лучше познавать жизнь простых людей. Ведь каждый водитель, взявшийся подвезти, является потенциальным рассказчиком, а может оказаться еще и заботливым хозяином, который организует ночлег. Александр пишет книги, которые потом рассылает тем, у кого останавливался на постой. Такая вот своеобразная благодарность за гостеприимство. Не успел лишь написать о прошлогоднем путешествии, которое можно было бы назвать так: «От Кубани до Курдистана». Книги еще нет, но путешественник рассказал нам обо всех наиболее интересных моментах.
— Александр, последнее путешествие можно назвать самым «южным»? Чем это вызвано — Сибирь и Дальний Восток поднадоели?
— Я объездил Север и Восток настолько «плотно», что иногда вполне случайно встречал на трассах тех людей, которые подвозили меня во время прошлых путешествий. Да и давно мечтал увидеть жизнь в мусульманских странах, ведь это совсем иной, неизвестный мир. После родной Кубани была уже более экзотическая Адыгея, потом Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Чечня, Дагестан, Азербайджан, потом Иран, турецкий Курдистан, иракский Курдистан, позже — Сирия, Иордания, Ливан. Впервые в одиночку покорил Эльбрус, фотографировал Аргунское ущелье, побывал на озере Ван в Турции. О последнем я мечтал с раннего детства, а поскольку тогда еще был русскоязычным, то отметил, что это название созвучно с моими инициалами: «Волощук Александр Николаевич». Через три десятилетия детская мечта осуществилась. Вообще, впечатлений собрал на большую книгу.
— Насколько чувствуется переход от христианского к мусульманскому миру?
— Определенные отличия есть уже на территории России. Но переход постепенный, четкой границы я не заметил. Скажем, своеобразными «маркерами» Адыгеи — в нее я попал сразу после казацких поселений Кубани — были мечети. Это горная, лесная территория, реже заселенная, чем остальной Краснодарский край. Казалось бы, должна быть определенная обособленность, изолированность: все-таки зона ислама. Однако бросилось в глаза, что адыгейцы уже утратили свой язык, разговаривают только на русском, тогда как среди кубанцев старшего поколения украинский язык я еще слышал. Очень ассимилированными являются и кабардинцы. А вот карачаевцы и балкарцы хорошо сохранили язык предков. Алкоголизм там не так распространен, как среди кабардинцев. Заметил определенное дистанциирование между христианами и мусульманами. Вспоминаю, как в столице Адыгеи — Майкопе я подошел к военному храму Григория Победоносца. Не успел поставить свой рюкзак на скамейку, как ко мне сразу же подошла женщина и спросила: «Вы крещеный? — Да. — Путешествуете? — Да, я из Украины, хочу посмотреть Майкоп». Тогда эта женщина вынесла пакет с печеньем и конфетами, сказав, что все это пригодится к чаю. А еще подарила ламинированный образок, там был изображен ангел-хранитель. Потом вышел священник и приветливо поговорил со мной. Я понял, что для этих людей важным было то, что я «свой», то есть христианин.
«МЯГКОЙ СИЛОЙ» УКРАИНЦЕВ ЯВЛЯЕТСЯ ТРУДОЛЮБИЕ»
— Удалось ли отыскать украинский след на Северном Кавказе?
— Конечно, украинцев там немало... Если взять для примера Кабардино-Балкарию, то наших земляков там более 7 тысяч, их объединяет украинский культурный центр «Дніпро». Я познакомился с его руководительницей — Светланой Харенко. Удивительно интересная и приятная женщина. Больше всего украинцев в городах — Прохладный Майский. В столице республики, Нальчике, их меньше, но именно там главный центр местного украинства. Наши активисты принципиально отстраненные от политики, потому что это очень мешает. Если позволить себе хотя бы минимальную политическую активность на территории России, то возникнет безумное давление местной власти. А заниматься лишь культурой, сохранением традиций власть не мешает. Украинскую общину в Кабардино-Балкарии уважают, к ее услугам местное телевидение, поэтому коренное население знает и доброжелательно воспринимает образцы украинской культуры. Может, для них это определенная экзотика? К сожалению, в Кабардино-Балкарии нет богатых украинцев, и поэтому там нет собственной украинской прессы. Однако когда в 2010 году в республике проходил традиционный фестиваль культур разных народов, то первое место заняли именно украинцы! Говорят, на этом настаивал президент Кабардино- Балкарии Арсен Каноков, которому очень понравились украинские вареники.
— Получается, что они являются, как теперь выражается специалисты, нашей «мягкой силой»?
— Можно сказать и так. Но не только вареники. За пределами Украины наши земляки иногда в полной мере проявляют свои позитивные национальные черты. Нашей «мягкой силой» является удивительное трудолюбие! Вспоминаю, как на острове Шикотан (один из островов Курильской гряды) познакомился с Владимиром Уляницким. Это украинец родом из Херсона. На острове чуть ли не каждый день землетрясения, практически нет хорошей земли, но это не мешает нашему земляку собирать высокие урожаи картофеля, который он выращивает в теплицах. Если на Шикотани какой-то праздник, то все идут к нему. Ведь украинец выращивает еще и красивые цветы, а они украсят любое торжество. Он обеспечен практически всем, к тому же получает огромное удовольствие от работы на земле! Такие люди есть и на Северном Кавказе, и на Закавказье. Кстати, если говорить об энергетически независимом от России Азербайджане, который не очень прислушивается к Москве, то там украинцы могут праздновать даже юбилеи Степана Бандеры и Романа Шухевича. Никто этому не препятствует. Есть также своя украинская газета. Кстати, в Азербайджане несколько иная гендерная структура украинства, там много мужчин. Это или нефтяники, или моряки, или военные. Немало стопроцентно украинских семей, тогда как на Северном Кавказе преобладают смешанные браки.
— Можно ли сказать, что на Кавказе существует предвзятость к славянам?
— Я бы не сказал. Вот пример: в Чечне, в городе Урус Мартан, мне пощастливилось познакомиться с потомком Байсангура в седьмом колене Адамом Сатуевим. Байсангур — это сподвижник Шамиля, который не прекратил сопротивление даже после капитуляции мятежного имама. Адам Сатуев — это основатель и директор единственного на Северном Кавказе этнографического музея под открытым небом. Мне там очень понравилось! Сатуев договорился с чеченским телевидением, и обо мне сняли, а затем показали по местному каналу небольшой сюжет. Позже чеченцы меня узнавали на улицах, это было немного непривычно, но приятно. А главное, что Адам Сатуев подарил мне редкостную и очень ценную книгу о Чечне. Такие подарки делают только настоящим друзьям. Видно, в моем лице потомок Байсангура увидел украинца, который не только оценил пейзажи Ичкерии, но и понял душу чеченского народа.
— Следовательно, период опустошительных войн существенно не влияет на гостеприимство мусульман?
— Не влияет, потому что гостеприимству учит Коран. Существует давний обычай: мусульманин радушно принимает путника, дает возможность отдохнуть и только на третий день спросит о последующих планах гостя. И вообще, ислам — это довольно гармоничный образ жизни, потому у него были, есть и будут защитники. А в русском православии я заметил один недостаток: там всегда присутствует политика! Мусульмане и без политики умеют делать свою нацию сильнее.
«УКРАИНЦАМ ОЧЕНЬ НУЖНО ЗАНЯТЬСЯ СОБОЙ»
— А каковы возможности христиан в плане развития духовности своих народов?
— Чтобы возродить духовность, нужно много работать с детьми. А еще нужно государство, которое работало бы для людей. В конце концов, вера определяет многое, но не все. Удивительно гостеприимной нацией являются грузины. Но это — христианская нация! А примером страны, где чиновники любят людей и люди любят чиновников, является христианская Финляндия. Поэтому просто не нужно бояться менять себя. Главное — начать что-то делать!
— Как это сделали сорок пенсионеров с хутора Левки Прилуцкого района: отремонтировали клуб, разбили парк...
— Да, я горжусь тем, что именно мои земляки-черниговцы подали пример стране. Понимаю, что это отчаянный шаг из-за безвыходности, но есть эффект! На Кубани, кстати, местные жители до сих пор гордятся известной Кущовской атакой — это некий «кубанский Дюнкерк» XX века. Во время войны казаки станицы Кущовской на лошадях пытались остановить продвижение немецких танков. Самонадеянные арийцы, увидев это, повылезали из люков, сели на броню и смеются... А кубанцы, подъехав ближе, забросали танки бутылками с зажигательной смесью, а танкистов изрубили саблями. Тоже из-за безысходного положения, но сработало! Пока немцы пришли в себя, две тысячи воинов были убиты. Следовательно, сохранилось у потомков запорожцев что-то авантюристское, казацкое! Знаете, у левковчан, по-видимому, тоже проявились казацкие гены. Бог дал нам такую богатую землю! Вообще, очень нужно заняться собой, потому что сейчас нация находится не в лучшем положении. Это я вам заявляю авторитетно, как специалист по автостопу. Когда-то, добираясь до Крыма, я голосовал на трассе Чернигов — Киев. Остановилась лишь сто девяносто седьмая машина. А своеобразный «антирекорд» поставил в Броварах, когда ожидал машину до Чернигова. Остановилась — я специально считал — восемьсот восемьдесят восьмая! Это говорит о внутренней сущности владельцев автомобилей. Для сравнения: на севере России остановится каждая третья машина, а в Якутии и голосовать не нужно — притормозит каждый водитель и спросит, не нужно ли вас подбросить. Даже индивидуалисты-финны давно подобрали бы того, кто так долго голосует. У нас, если сломается машина, водитель будет ждать помощи на трассе три-четыре часа. В любой другой стране люди отреагируют значительно оперативнее! Общество больное, и нужно приложить немало усилий, чтобы его вылечить. Как видим, наличие украинского государства не решает автоматически всех проблем украинцев.
«ГОСПОДЬ ВСЕГДА ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН НЕ НЕСЕТ С СОБОЙ ЗЛО»
— А откуда у вас, Александр, такая уверенность в том, что в пути все будет хорошо? Вот на путешественника из Днепропетровска Сергея Гордиенко когда-то накинулся медведь, хорошо, что сечеславец (возможно, какой-то потомок казака Костя Гордиенко) смог убить косолапого...
— С медведями бороться мне не приходилось. Но как-то в пустыне Гоби в Монголии на меня накинулся огромный пес и вцепился в одежду. Если бы не толстый кожух, то рана живота была бы очень серьезной, я же не успел подставить даже руку. Однако я понял, что был не прав, поскольку зашел на его территорию. Попятился назад, и на этом инцидент был исчерпан. Я постоянно чувствую защиту высших сил.
В опасных ситуациях я физически ощущал: меня кто-то ведет, кто-то постоянно подстраховывает, заботясь о моей безопасности. Когда-то в Калмыкии просто на улице меня хотели ограбить наркоманы; я вступил с ними в словесную дискуссию и тянул время, зная, что рано или поздно мимо нас проедет какая-то патрульная машина. Так и случилось, причем один из милиционеров потом дал мне 500 российских рублей со словами: «Чтобы ты не думал плохо про весь калмыцкий народ!» И теперь я больше вспоминаю не так наркоманов, как этого милиционера... После подобных случаев я хорошо понимаю путешественника Федора Конюхова, который сказал, что закончив путешествия, обязательно станет священником. Господь всегда помогает человеку, если он не несет с собой зло. И вообще, мир значительно гостеприимнее, чем мы привыкли о нем думать! И деньги не играют в нем решающей роли.
Фото из архива Александра ВОЛОЩУКА
Выпуск газеты №:
№174, (2012)Section
Путешествия