Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ангелы Буска

Как меняется исторический город и что несколько веков остается там незыблемым
25 января, 15:32

Кто хоть когда-то посетил Буск на Львовщине, в любом случае попадает на рынок — культурный феномен провинциального городка, куда съезжаются продавцы из всего района, а также те, для кого Буск является транзитной точкой к окружающим селам.

Не транзитной, а конечной точкой маршрута для купцов и ремесленников был тот славный Бужеск, описанный в «Повести временных лет» как центр города с хорошо укрепленным городищем.

ГОРОД ЗДОРОВАЕТСЯ

Рынок в Буске, с которого началось знакомство с городом автора этих строк, формирует коммуникативную среду — если хочешь встретить знакомого, иди на рынок. Особенно шумно здесь по вторникам и пятницам. Это так называемые базарные дни. Многоголосье города с населением около 8,5 тысячи человек сейчас растет, по-видимому, до уровня будничного Львова.

Заметно более людно в Буске становится перед семейными праздниками, например, перед Крещением, когда и удалось там побывать. Хозяйки толпятся около прилавков с горами еще теплого хлеба, мужчины суетятся перед емкостями с живой рыбой. Жалуется на торг только Адиль, продавец из Азербайджана. К его импровизированному прилавку со спелой хурмой и сочными гранатами не подходят. Адиль вздыхает: «Им сегодня почему-то не ко мне!»

Вдоль рядов вышагивает местный белорус Владимир. Он тщательным образом следит за порядком и как только видит «чужих», сразу подходит и спрашивает о «цели визита на Бусский рынок». Меня же, парня с фотокамерой, идентифицировать трудно, поэтому я получаю громкое «предупреждение» в форме «Пане, добрий день!»

СОКРОВИЩА БОТАНИЧЕСКИЕ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ

У Буске есть огромный городской парк, прогуливаться по которому позволили местным жителям с приходом советской оккупационной власти. Не пренебрегают этим правом и читатели «Дня», которых встречаю здесь. Они как раз медленно возвращаются с рынка в компании собачек.

В парке, примыкающем к территории дворца Бадени, когда-то пахло цветущими реликтовыми и экзотическими деревьями и кустарниками. Сюда еще в графские времена были завезены в частности тюльпановые деревья. В «мультикультурной» среде росло семьдесят видов растений — но это было когда-то. С тех времен общество города также стало более монокультурным.

Как позже рассказал Иван Цихоцкий, краевед, доцент кафедры украинского языка Львовского национального университета имени Ивана Франко и коллекционер, на территории современного городского парка на наивысшем холме стоял самый первый замок, откуда и название местности — Подзамче. Позднее замок построили на месте, где теперь расположен автовокзал. Эта территория была приспособлена для всякого рода фортификационных сооружений благодаря холмистому ландшафту с глубокими оврагами и шестью реками: Западным Бугом, Полтвой, Солотвиной, Рокитной, Рудной и Молдовой. Из-за большого количества рек город назвали «галицкой Венецией».

Мыс, на котором обустроили замок как символ польского завоевания Галичины, искусственно «перерезали», чтобы образовался своеобразный островок. Замок был небольшим по размерам, огражденный валами. Внутри размещалась городская канцелярия, служившая оседлым центром Бусского староства. Во время археологического сезона 2015 года в верхних пластах культурного слоя археологи откопали остатки валов, около сорока арбалетных стрел XIV века и других элементов вооружения. В нижних пластах на глубине четырех метров нашли древнерусские захоронения XII—XIII веков и много глазурованной фигурной керамической плитки с пола церкви. Фундаменты самого храма пока найти не удалось. Да и не страшно — на Крещение все горожане идут в действующие храмы.

УНИКАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ

В пригороде Воляны на высоком холме стоит деревянная церковь святого Онуфрия 1642 года. А вокруг церкви — кладбище. В тысячелетнем дубе, который руками смогут обхватить трое крепких мужчин, сделали каплицу. Храм вместе с колокольней внесен в реестр архитектурных памятников национального значения под охранительным номером 1342. Пан Иван вспоминает, что недавно на храме висела чугунная таблица еще с советских времен, на которой был указан охранительный номер. На ее место «приклепали» какую-то пластиковую с надписью «УПЦ КП святого Онуфрия». Говорит, нужно позвонить священнику, узнать, почему сняли старую.

Церковь возвели на месте бывшего замка. Здесь был руський замок XI—ХII веков с 3-4-метровым частоколом. Его сожгли в 1241 году и потом не восстанавливали. Отсюда до сих пор хорошо видно центр Буска. Сейчас ходим по остаткам насыпных валов и даже представить не можем, что эта земля помнит победы украинского народа, огонь и большую смерть. Об этом напомнит разве что пронзительный ветер и, вероятно, самый глубокий в Буске безводный овраг.

В начале 2000-х годов в этом храме восстанавливали интерьеры. Работу выполняли непрофессиональные реставраторы, которые оббили все фанерой и нанесли современную роспись. Из-за этого и церковь потеряла свой антураж. Но сохранился очень старый иконостас — алтарная часть — середины XVII века.

Иван Цихоцкий рассказывает, что в окружающих селах в начале 2000-х с храмами возникла подобная проблема. В частности, в селе Грабовая есть церковь 1778 года, которая тоже принадлежит к достопримечательностям национального значения и которую опекала жена наследника рода Бадени Алиция. Местное население на собственные средства отремонтировало храм, вопреки определенным нормам реставрации. Эти работы несколько навредили подлинности.

Памятников архитектуры такого уровня в Украине осталось немного. Что нужно делать с ними, Иван Цихоцкий показал на примере церкви Параскевы, проект которой выполнен без единого гвоздя.

ДОЛГОЕ ОЖИДАНИЕ ПАРАСКЕВЫ

Еще одна святыня национального значения — Параскева, как ее называют горожане, расположена в предместье Длинная Сторона. Сегодня это самая длинная улица города — Шашкевича. Здесь в парафиальной хате проживал президент ЗУНР Евгений Петрушевич вместе с родителями. С княжеских времен очертания города почти не изменились, уже около тысячи лет практически не менялись и городские пути. Этот отдаленный участок города так же, как и Воляны, обжило русское население, в то время как в центре проживали преимущественно евреи или поляки.

Когда церковь не действует, она тоже начинает разрушаться. Параскева уже два года находится на реставрации, до этого 20 лет была закрыта. На работы уже потрачено более 1,5 миллиона гривен из бюджета Львовской облгосадминистрации. «Чтобы достичь таких результатов, — говорит Иван Цихоцкий, — была создана общественная организация. Активисты получили несколько грантов и начался пилотный проект».

Суть любой реставрации — сохранить как можно больше аутентичных элементов и технику исполнения, над чем здесь работают профессионалы. Они прилагают усилия, чтобы сохранить выцарапанные надписи с историей храма, а открывают святыню теми же ключами, что и три века тому назад! Чтобы восстановить фундаменты церкви, пришлось глубоко выкапывать землю, даже натолкнулись на захоронение пароха. А дальше продолжили копать здесь археологи. Нашли тоже немало, добавляет пан Иван.

МАЦЕВКИ В ОГОРОДАХ

Не меньше захоронений в Буске на самом давнем в Европе еврейском кладбище. Первое захоронение здесь датируется 1580 годом. На кладбище врассыпную разбросаны каменные плиты: и на холме, и в овраге, вдоль дороги, а вокруг стоят дома, и честно говоря, это жуткое зрелище. В 2004 году здесь работала археологическая экспедиция. Возле Буга нашли массовые захоронения, где расстреляли две тысячи евреев.

Во времена немецкой оккупации мацевки, то есть плиты от захоронений, начали демонтировать и использовать в качестве материала для прокладки дорог. Продолжили безбожное дело советские оккупанты. Памятник Ленину в Буске поставили на фундамент из плит от человеческих захоронений...

Периодически бужане выкапывают мацевки в своих огородах. Несколько таких плит есть в краеведческом музее Буска, который создали без использования бюджетных средств, сознается руководительница отдела культуры и туризма Бусского района Людмила Цихоцкая. В помещении музея проводят разнообразные культурные мероприятия. В экспозиции есть предметы быта XIX века, ископаемые остатки трипольской культуры, коллекционные бутылки из-под алкоголя Баденовской республики и некоторые старопечатные книги.

К слову, в Буске на месте с самым широким устьем когда-то существовала своя бумажная фабрика. Тогдашняя технология производства бумаги предусматривала переработку тканей. Острожская Библия напечатана на бумаге с филигранями местной бумажной фабрики. Теперь бывшую дамбу адаптировали под пешеходную дорожку, на месте мельницы установили мостик, который в настоящее время раскрашен в желто-голубой цвет.

«Время диктует новые правила и вносит свои коррективы, а наша задача — записать то, что произошло, найти потерянное», — утверждает Иван Любомирович. Узнаю, что к 920-летию с момента первого письменного упоминания о Буске город мог получить в подарок интеллектуальную достопримечательность — энциклопедию. «Я решил, что это должно быть что-то серьезное, а не выполненное поспешно, поэтому продолжил деятельность, — комментирует свою работу Иван Цихоцкий. — Сейчас готовы около 1100 страниц с информацией о персоналиях, местах и событиях. Собрал около 2 700 лозунгов, но энциклопедия до сих пор не готова».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать