Акульи слезы
На экраны Украины вышел фильм — лидер американского проката
Выход картины «Уолл-стрит: Деньги не спят» примечателен уже ввиду личности режиссера: ведь это новая работа Оливера Стоуна. Продолжение ленты 1987 года «Уолл-стрит», за исполнение главной роли в которой Майкл Дуглас получил «Золотой глобус» и «Оскар», Стоун с присущим ему чувством конъюнктуры снял именно сейчас, после финансового кризиса 2008 года.
«Я вернулся, и что я вижу? Сегодня жадность узаконена!» — констатирует Гордон Гекко (Майкл Дуглас), выйдя из тюрьмы, где отсидел за использование инсайдерской информации и отмывание денег. В первом «Уолл-стрите» Гекко действовал, не гнушаясь средствами, и всегда достигал своих целей, пока на его пути не появился амбициозный, но все же совестливый брокер Бад Фокс (Чарли Шин). Будучи вначале очарованным харизмой и успешностью давнего кумира, Бад, однако, жестоко разочаровался, когда понял, какова на самом деле цена этого успеха. Последней каплей стала попытка Гекко разрушить авиакомпанию, в которой работал отец Бада.
Во втором фильме Стоун использует испытанные приемы: личные мотивы еще плотнее переплетены с бизнесом. Очередным учеником непотопляемого Гекко, через несколько лет после выхода из тюрьмы превратившегося в знаковую публичную фигуру, вновь становится молодой брокер, на сей раз по имени Джейк Мур (Шайа ЛаБаф).
Первое, что бросается в глаза, — попытки Стоуна превратить Гекко из символа капиталистической жадности в драматического и даже страдающего персонажа. Для этого режиссер отправил в небытие сына Гекко (умер от наркомании) и вписал в сценарий дочь Винни (Кэрри Маллиген), которая считает отца источником всех несчастий в семье. А роль плохого парня достается очередному опытному хищнику Бреттону Джеймсу (Джош Бролин), чьи действия привели к самоубийству бизнес-наставника Джейка. Гекко хочет помириться с дочерью, Джейк жаждет уничтожить Бреттона. Одним словом, жесткую историю об обратной стороне процветания Стоун разбавляет старинными мотивами мести и любви. И оказывается на территории, где чувствует себя неуверенно, ведь лирика никогда не была его сильным местом.
Авторский стиль, впрочем, узнаваем с первых кадров. Камера в соответствии с модными тенденциями стала более подвижной, остальное неизменно: панорамные съемки небоскребов, масштабные пейзажи Манхеттена, суматоха в финансовых конторах, деловые толпы на улицах, пафосные разоблачения спекулятивного капитализма. Майкл Дуглас — из тех актеров, чей талант, кажется, с годами только улучшается. Если он играет негодяя, то превращает его в эпическую и опасно привлекательную личность. На рациональном уровне мы понимаем, что Гекко — мошенник, каких поискать, что он беспринципен, безжалостен, что он манипулирует всеми вокруг себя — но ведь и умен, и красив, и силен, и остроумен. Однако стремление режиссера облагородить этого бизнес-демона обедняет и упрощает образ. Дуглас, согласно новой задаче, снабжает героя новыми интонациями в характере, мимике, жестах и справляется с этим более-менее достойно, даже в сценах, похожих больше на мыльную оперу. На его фоне остальные исполнители выглядят довольно однообразно.
Впрочем, ближе к финалу — досадно предсказуемому — сериальные сантименты окончательно берут верх. В свое время «Уолл-стрит» воспринимался как экранный диагноз целому поколению американских буржуа. На этот раз имеем рядовую мелодраму.
Выпуск газеты №:
№181, (2010)Section
Тайм-аут