Альтернатива попсе
Рок-фестивали будут самоокупаемыми — вкусы формируются![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110719/4125-8-3.jpg)
Украинские фестивали давно стали альтернативой. Они вытаскивают на свет Божий целые пласты богатой родной культуры — минувшей, современной, часто — микс. Поэтому их и молодые люди воспринимают как площадки (одни из немногих!) для общения о Своем и в атмосфере Своего — украинского мира. Правда, отношение к ним со стороны властей, могучих спонсоров соответствующее. Безразличное. Даже неприязненное. (Здесь можно много говорить об отсутствии гуманитарной политики или, точнее, осуществлении ее в интересах другого государства; о роке как протестной музыке и «угрозе», которую он может нести...) В результате некоторые проекты прекращают свое существование (например, «ГогольFEST»). Другие — под угрозой срыва (например, «Мазепа-фест»). В этом году вырисовывается еще одна малоприятная тенденция. Со слов друзей-музыкантов знаю, что бюджеты многих инициатив стали ощутимо скромнее. Значит — музыкальная палитра будет скромнее тоже. О делах фестивальных «День» говорит с совладельцем компании «Культурные и спортивные инициативы» Сергеем ХАРЧУКОМ. К тому же, Сергей является директором феста «Славское Рок». Собственно, этот проект отличается стабильностью и в этом году 29 — 31 июля пройдет в поселке Славское на Львовщине в пятый раз. А еще он отмечается хорошей организацией, насыщенной художественной программой, в частности, музыкальной.
— Сергей, как оно — пятый год подряд проводить «Славское Рок»? От самих музыкантов приходилось слышать, мол, организаторы фестивалей — энтузиасты.
— Они правы. К сожалению, в Украине не существует коммерческих фестивалей, как, например, Sziget. Причин несколько. В частности, отсутствие инфраструктуры. Имею в виду прежде всего инженерную. Нельзя взять на себя ответственность попробовать организовать мероприятие, в котором примет участие около ста тысяч посетителей, если нет надлежащих канализационных коллекторов в том или ином городке/поселке, электрической сети, которая даст необходимую мощность. Кроме того, пока еще не сформировалась культура посещения платных фестивалей. В этом в какой-то степени виноват политикум. Концерты под самыми разнообразными политическими знаменами (а их проходит очень много) избаловали зрителя. Зачем ему платить даже те же 100 гривен за три фестивальных дня, если «Океан Ельзы», «ВВ» и «Бумбокс» можно послушать на главной площади родного города во время предвыборной кампании. С одной стороны, музыкантам тоже хорошо, ведь получают постоянный гонорар. А с другой, они также страдают, потому что в постизбирательный период им сложно привлечь людей на свои выступления по билетам.
«Славское Рок» давно бы вышел на самоокупаемость, если бы то количество людей, которые приезжают, регистрировались или покупали билеты.
— Какое это количество?
— В прошлом году было около семи тысяч. Жилищная или, будем говорить, туристическая инфраструктура Славска позволяет разместиться стольким людям достаточно удобно. Однако до сих пор к поселку нет приличной дороги. Мы бы, наверное, хотели поставить больше сцен и для комфорта музыкантов дать еще большую мощность, но нет мощной трансформаторной станции. А проблема с самофинансированием заключается в том, что из тех семи тысяч посетителей зарегистрировались менее двух. Остальные всячески пытались попасть на основную площадку феста, не заплатив ни копейки. Очень трудно массово проводить разъяснительную работу. Охрана? Дополнительная статья расходов. Ограждение? Тоже. В конечном итоге, это как-то унижает достоинство тех, кто зарегистрировался. Хотелось бы больше внимания как раз сконцентрировать на таком морально-этическом моменте: если ты уж приехал и позволил себе выпить пива на ту же сумму за три дня, то поддержи украинские группы «Тартак» или «Гайдамаки». Думаю, это придет со временем, поскольку какая-то часть украинской молодежи ездит на тот же Sziget, заплатив значительно больше — где-то 150 евро. То есть — люди понимают, как фесты существуют.
Не думаю, что в ближайшее время появятся мегаспонсоры, поскольку мы не приглашаем поп-звезд. Хотя не все так печально. Я встречался с топ-менеджерами больших отечественных корпораций, которые в свободное время слушают украинский андеграунд. Просто иногда есть обратная связь. Массовый рынок с его вкусами нуждается в популярном продукте. А рок всегда был альтернативным. Поэтому, думаю, альтернатива или арт-рок не могут стать массовым музыкальным форматом. Не надо себя обманывать. Но в обществе формируются вкусы и через какое-то время роковые фестивали могут стать самоокупаемыми. Так почему-то мне кажется.
— Пока эволюция происходит, значительная часть интересных фестивалей — от районного до национального масштабов — уже исчезла. Еще какая-то — под угрозой срыва.
— Очевидно, романтическая аура фестов захватывает. Она, в известной степени, напоминает атмосферу фестивалей хиппи. Того же знаменитого Woodstock. Но часто организаторам не удается обеспечить коммерческую составляющую настолько, чтобы инициатива стала традицией. Исключение составляют пять-семь проектов, которые проходят регулярно. Правда, есть случаи, когда событие поддерживают поселковая/районная/городская власти. Если такой тандем возникает, тогда фестиваль имеет будущее. Например, мэр Дубно содействует «Тарасу Бульбе». Кое-где мэрами поселков и городков стали молодые люди — представители рок-н-ролльного поколения. Вот они и поддерживают, что называется, некоммерческую музыку.
— Сергей, вы много путешествуете. Скажите, а как в постсоциалистических странах развивается фестивальное движение? В той же Польше?
— В Польше очень много фестивалей. По моему мнению, ментально поляки в большей степени коммерсанты, чем украинцы. Им удается создать проекты, которые содержат синтез оригинальной альтернативной музыки и в то же время являются коммерческими. Возьмем Prystanek Woodstock. На мероприятие стремятся попасть команды со всего постсоветского пространства. И не только. Туда съезжается где-то сто тысяч человек. Всегда крутые хедлайнеры. Однако это также успешный коммерческий проект, который давно себя окупил. Его дирекция чувствует себя финансово уверенно, поэтому может экспериментировать, приглашать культовых представителей западного рок-н-ролла.
Мы с определенным опозданием идем подобным путем. Тот же польский «Ярочин» возник как протестный тогдашнему тоталитарному режиму. Очевидно, власть в Польше всегда была толерантнее к инакомыслящим, чем в СССР, поэтому фест не был растоптан бронетранспортерами и его участники не попали за решетку в качестве политических узников. Из «Ярочина» выросло немало интересных групп. На нем много молодежи получило первый протестный опыт. В середине 80-х это была едва ли не единственная возможность в Польше громко заявить о своих гражданских правах, стремлении к воле, желании отойти от коммунистического лагеря.
Команды, приезжающие на большинство украинских фестов, несут достаточно острые социальные тексты. Они — сознательные молодые граждане. Не конформисты. Только на «Славское Рок» (дневная сцена) поступило 185 заявок. Нужно сказать, треть была очень хорошего уровня.
— Расскажите, пожалуйста, как пройдет юбилейный «Славское Рок»?
— Очевидно, за эти пять лет сформировался достаточно большой круг сторонников. Приятно, когда ты на Facebook получаешь сообщение из Стрыя, Полтавы, Херсона, мол, идем к вам в пятый раз семьями, еще и друзей берем. «Изюминкой», думаю, станет выставка французского фотографа Кирилла Горишного. Его работы — острый, «прицельный» взгляд на наше общество. Традиционно будет множество мастер-классов. Музыкальной «изюминкой» я бы назвал выступление «Пиккардийской Терции», хотя это может вызвать непозитивные отзывы со стороны настоящих ценителей тяжелого рока. В действительности у творчества пиккардийцев есть все составляющие рок-н-ролльного формата. Чего стоит только композиция «Просто ты живешь не на том берегу реки». Это рок-н-ролл, что называется, чистой воды. Ведь рок-музыка имеет много оттенков, стилистических окрасок. Одним словом, приезжайте! Будет весело и драйвово!
Выпуск газеты №:
№125, (2011)Section
Тайм-аут