«Арсенал», который всегда с тобой
В Риге прошел XX кинофорум![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20101005/4180-8-1.jpg)
В основном конкурсе «Арсенала 2010» участвовали 13 фильмов. За главный приз состязались картины именитых режиссеров Гаспара Ноэ, Алекса ван Вармердама, Мануэля де Оливейры, Эжена Грина и молодых кинематографистов. По фестивальной традиции, лучший фильм определил случай. Жребий в виде золотой пуговицы от сюртука Августа Сукутса, отца-основателя «Арсенала», указал на украинского режиссера Максима Васяновича, чья документальная работа «Мама умерла в субботу на кухне» была показана рижской публике. Ему досталась главная награда кинофорума — 10 000 долларов США (см. «День» №174).
В рамках феста прошел также традиционный конкурс балтийских фильмов, самый представительный в этом регионе. Всего участвовал 21 фильм, из них восемь анимационных. Лучшим документальным фильмом назван «Как дела, Рудольф Минг?» Роберта Рубинса (Латвия), анимационным — «Проглотить жабу» Юргиса Красонса (Латвия). «Искушение Святого Тони» эстонского режиссера Вейко Оунпуу единодушно признано лучшим игровым фильмом этого конкурса. Представитель жюри FIPRESCI Дитер Вичорек отметил, что этот фильм лучше всего соответствует киностандартам «Арсенала» — смелый, свободный от стереотипов и коммерческой банальности, такой фильм еще долго после просмотра заставляет обдумывать увиденное. Жюри INTERFILM выделило в этой картине не только отличное качество изображения и звука, но также невиданный эмоциональный накал, который выражается в сюрреалистических образах и сценах брутального абсурда, сквозь которые, тем не менее, проступает узнаваемая реальность.
Надо сказать, что «Арсенал» всегда питал склонность к сюрреалистическим эффектам. Это проявилось и в «Искушении Святого Тони» с его мрачной фантасмагорией, это подтвердили и другие картины с изрядной долей мистицизма, попавшие в основной конкурс. Взять, например, «Странный случай Анжелики» старейшего режиссера планеты Мануэля де Оливейры (в свои сто лет он продолжает снимать по фильму в год), где фотограф влюбляется в девушку уже после ее смерти, получив заказ от родных запечатлеть ее прекрасный даже на смертном одре облик. Приверженец ручного труда, пленочных фотоаппаратов, он ратует за прежний, прямой способ отношений с миром, а также декларирует возможность иной любви, которая выглядит нелепой, романтической и старомодной в глазах людей, рассуждающих за завтраком об экономическом кризисе. Потусторонняя любовь является ему во снах, подмигивает на снимках и, в конце концов, увлекает за собой.
Чудесные метаморфозы происходят и с ростовщиком, героем фильма «Октябрь» перуанских режиссеров Даниэля и Диего Вега, чья душа размягчается с появлением в доме ребенка, а также под воздействием молитв и заговоров влюбленной в него соседки. Наконец, любовь и мистические переживания являются главной темой фильма Эжена Грина «Португальская монахиня», ставшего хитом фестиваля. Французская актриса Жюли приезжает в прекрасный и загадочный Лиссабон, чтобы сыграть роль португальской монахини, воспылавшей страстью к морскому офицеру. Жюли так же страдает от неразделенной любви, как и ее героиня, страдает до тех пор, пока не встречается с настоящей монахиней, проводящей сутки напролет в молитвах. Их разговор, наполовину состоящий из теологических тонкостей, объясняет, что любовь всегда одна — цельная, божественная. Открывается новое, мистическое измерение происходящих событий. И действительно, ангельский лик Жюли напоминает живопись, украшающую португальские костелы, ее экстатическое вдохновение, приводящее к обмороку, говорит нам о Святой Терезе, ее усыновление местного мальчика отсылает к непорочному зачатию. Стоит ли удивляться, что она в одном из клубов Лиссабона встречает своего нового возлюбленного, которому говорит, что тот является реинкарнацией Святого Себастьяна. Она возвращается в Париж, но не одна, а с ребенком, обещая ему, что он обязательно в свое время приедет в Лиссабон и здесь поймет, как нужно любить. И действительно, веришь режиссеру, что этот город с его удивительными церквями и дворцами, наполненный нежными и печальными песнями фаду, обладает особой завораживающей силой. Фильм вобрал в себя эту неподражаемую атмосферу, в нем много недоговоренности, остающейся на конце жеста или в обрывке фразы, в нем разлито любовное настроение, которому бы позавидовал сам Вонг Кар Вай.
«Португальская монахиня» была очень тепло встречена латвийской публикой. После показа состоялась встреча с режиссером. Вообще Эжен Грин не первый раз приезжает на кинофорум. Вполне возможно, что он снимет кино о Латвии, сказал он, отвечая на вопрос из зрительского зала. Здесь, как и в Португалии, осталось много нетронутых, самобытных вещей.
Отличительной особенностью «Арсенала-2010» стал его «японский акцент». Программа включила три фильма классика японской новой волны Йошишиге Йошиде. Сам режиссер, к сожалению, не смог приехать на фестиваль. Помимо этого, можно было посмотреть и современные ленты о перипетиях японской жизни. Герои фильма «Музыка нас не интересует» французов Седрика Дюпире и Гаспара Кюэнца извлекают звуковую гармонию из окружающих предметов и шума огромного мегаполиса Токио, устраивая вместо концертов настоящие перфомансы. «Надувная кукла» Хирокадзу Кораэда рассказывает об ожившей секс-игрушке, разгуливающей по городу (это фильм скоро будет показан на фестивале «Азия-кино» в Киеве), а «Токийская соната» Кийоши Куросавы — о безработных в Токио, чью очередь за похлебкой пополняют менеджеры в деловых костюмах. Эта картина, описывающая невзгоды глобального капитализма, сдобрена национальным колоритом: так, семейная пара не может пережить финансовый кризис и решает сделать харакири...
Внимание публики привлекли также нашумевшие хиты других международных фестивалей. Среди них «Белый материал» Клер Дени с Изабель Юппер в главной роли, британская картина «Аквариум» Андреа Арнольд о социальном низе британского общества, «на лицо ужасном, но добром внутри», анимация Сильвена Шомэ, автора «Трио из Бельвиля» по сценарию Жака Тати, фантастический фильм Жако Ван Дормеля «Господин Никто» о превратностях судьбы. Также рижанам показали новое украино-грузинское кино — «Шантрапа» Отара Иоселиани (в которой снялся популярный актер Богдан Ступка) и «Метеоидиот» Наны Джордадзе. Специальным событием «Арсенала» стала демонстрация признанных шедевров кинематографа: «Cobra Verde» Вернера Херцога с Клаусом Кински в главной роли и «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» Тони Ричардсона.
Помимо показанных новинок и классики, большую радость киноманам принесла новость, что отныне «Арсенал» будет проходить каждый год, а не раз в два года, как это было раньше.
Выпуск газеты №:
№180, (2010)Section
Тайм-аут