Без Ромео и Джульетты
Хореография Лифаря и Петипа на киевской сцене
Сегодня открывается Международный фестиваль балета, посвященный памяти Сержа Лифаря, который пройдет до 10 февраля на сцене Национальной оперы Украины. Это совместный украино-французский проект.
Зрителям предоставляется уникальная возможность познакомиться с творческим наследием выдающегося танцовщика, хореографа, педагога, родившегося в Киеве и обучавшегося здесь в Консерватории и балетной студии сестры легендарного Вацлава Нижинского Брониславы; а всемирную известность получившего в труппе «Российского балета» С. Дягилева. С именем Сергея Михайловича связан триумф театра «Гранд-Опера» в Париже, где он около 30 лет возглавлял балетную труппу. Гостями международного фестиваля станут 60 артистов Балета оперы Бордо (Франция), прибывшие в нашу столицу во главе со своим руководителем, замечательным балетмейстером Шарлем Жюдом. Это интересный коллектив, бережно сохраняющий традиции, имена, он «из ног в ноги» передает лучшие спектакли молодому поколению.
История театра началась еще со времен Людовика XIV. Например, в 1789 году (год Великой французской революции) Жан Доберваль поставил балет «Тщетная предосторожность», который стал революцией в хореографии. Спектакль до сих пор не сходит с афиш практически всех театров мира. Благодаря усилиям ученика Сержа Лифаря Шарля Жюда был организован вечер памяти его педагога. В программу вошли балеты раннего периода, созданные Лифарем в 1935 году: «Прелюдия к послеполуденному сну фавна» на музыку Клода Дебюсси и «Икар». Кстати, к последнему балету Сергей Михайлович придумал не только пластический рисунок танцев, но и ритмы, которые обработал Жан Сифер, а инструментовал величайший французский композитор Артур Онеггер. По словам театроведа, президента Украинской академии танца и одного из организаторов ны нешнего фестиваля Юрия Станишевского, огромный интерес публики вызывает лифаревская «Сюита в белом». Этот балет был поставлен в годы Второй мировой войны и впервые был показан в Парижской опере. Сохранились записи того периода, где хореограф писал, что мечтал поставить балет на музыку известного маэстро XIX века Эдуардо Лало, который бы принес зрителям радость. И у Лифаря действительно получился блистательный дивертисмент, парад артистов. В нем прекрасные вариации, пируэты. Балетоманы наверняка вспомнят, что видели отрывки из этого танцевального шедевра на фестивале «Серж Лифарь де ля данс» в исполнении примы-балерины «Гранд-Опера» Жислен Фоли и блестящего танцовщика Владимира Малахова. А теперь есть возможность познакомиться со спектаклем целиком.
Кроме этого, Балет оперы Бордо покажет спектакль, составленный из фрагментов известных классических балетов: «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского, «Пахиту» и «Дон Кихот» Минкуса, а также «Раймонду» Глазунова в хореографии великого Мариуса Петипа — француза, который стал знаменитейшим русским балетмейстером. Примечательно, что на сцене театра Бордо он начинал свою карьеру в 1838 году, а затем уехал работать в Россию. Балеты Петипа стали не только фундаментом славянской танцевальной школы, но и эталоном во всем мире. Серж Лифарь всегда восхищался творчеством Мариуса Петипа. Он считал, что их судьбы во многом схожи. Ведь они добились фантастической славы не на родине, а за границей, но тем не менее, всегда помнили, откуда родом. Петипа более тридцати лет возглавлял Петербургский балет, а свою миссию Лифарь видел в том, чтобы стать во Франции, как Мариус. И он стал украинским Петипа в «Гранд-Опера», объединив своим искусством три культуры: российскую, украинскую и французскую.
В Киев приехала вдова Лифаря графиня Лиллан Аллефельдт, которой принадлежит идея возвращения хореографии Сергея Михайловича на родину и претворяет его мечтания в действительность. Она уже передала уникальную библиотеку супруга, а в Музее исторических ценностей Украины хранится знаменитая «Золотая туфелька» — высшая балетная награда, которой отмечен С. Лифарь. Она хотела бы побывать в Украинской академии танца, носящей имя ее мужа. Ожидали, что почетным гостем праздника танца станет бессменный председатель жюри конкурса «Серж Лифарь де ля данс» Юрий Григорович. Но он сейчас находится в Америке. Правда, знаменитый хореограф обещал обязательно приехать в Киев в середине мая на соревнования танцоров и вновь возглавить судейскую команду. Первоначально планировалось, что в программу фестиваля включат лифаревский балет «Ромео и Джульетта», который разучили украинские артисты. Но все исполнители, знающие главные партии, 30 января уехали на гастроли в Испанию, а обладательница премии им. С. Лифаря и Гран-при конкурса его имени Наталья Калиниченко нынче работает в Германии; золотой дипломант конкурса — Евгений Колесник тоже выступает за рубежом. Таковы реалии жизни. Впрочем, организаторы фестиваля надеются, что вскоре балеты, которые будут показаны в эти дни в Киеве, появятся на афише Национальной оперы Украины.
Заканчивать фестиваль будут гала-концертом, в котором примут участие не только французские артисты, но и украинские танцовщики, а также музыканты Симфонического оркестра киевского оперного театра.
Выпуск газеты №:
№24, (2002)Section
Тайм-аут