Частный компас
Сориентироваться на поле современной литературы помогут только антологии
Неспособная к самодостаточным издательско-книжным взрывам, современная украинская литература держится на черепахе под кодовым названием «антология» (возможные варианты: «альманах», «подборка» и тому подобное). Но суть остается неизменной — вытяжка экстракта, сливание сливок, сито для качественно-габаритных плодов. Никто не отрицает существование действительно (высоко-)классных произведений, изданных отдельной книгой в последнее время. Есть еще порох в пороховницах, и ягоды в соответствующих местах, и «ще не вмерла»... Но их (отдельных ярких произведений) количество не дает возможности целостного представления об явлении «сучукрліту», изучения состава ее крови и других жизненно важных процессов.
Для этого необходимы антологии. Понятно, что природа подобных подборок вторична в сравнении с корпусом первоисточников, который желательно штудировать в полном объеме. Но что поделать? Разве могут надеяться многие авторы, каким-то образом попавшие в антологическую обойму, на отдельное собственное издание? Нет. Причиной тому как положение издательского дела вкупе с желанием людей брать в руки неизвестную книгу, так и размеры творческого багажа писателя. А его бывает мало. Хотя некоторые говорят: «он талантлив»… Другая сторона медали — желание читателя, которому катастрофически не хватает времени, знать, что же делается в литературном мире. Пристойная антология здесь — единственный выход. Кстати, на всеми восхваляемом Западе антологии, говорят, ужасно популярны. Динамика, нехватка времени, поверхностность… А все-таки! Антологический выбор украинского читателя, на первый взгляд, ограничен. На второй — тоже. Однако, если присмотреться еще внимательнее, можно разглядеть целую вереницу сборников, увидевших свет с начала 90-х годов прошлого столетия и создающих объемную картину развития (?), бушевания (?) и буйства украинской литературы. Речь идет прежде всего об «альтернативщиках». Начать бы журналом «Прапор» (теперь «Березіль») образца 1990 года, в котором впервые была напечатана антология «альтернативной прозы» под рубрикой «Нова хвиля» молодої української прози». Затем был специальный номер журнала «Четвер: Текст і візія» (1992. — Ч.1-3). На протяжении 1993-го современной литературой занималась львовская «Просвіта». Отдельная, большая и важная тема — журнал «Кур’єр Кривбасу». Сюда же нужно добавить «Сучасність». Потом наступило время авторских антологий (это то, что любят на Западе): проекты Вячеслава Медвидя «Десять українських прозаїків. Десять українських поетів» (Роккард, 1995), Владимира Даниленко «Квіти в темній кімнаті», «Опудало...» и «Вечеря на дванадцять персон» (все это образца 1997 года, Генеза), Василия Яременко «Українське слово: хрестоматія...» (Аконіт, 2001). Самых молодых пропагандировал «Смолоскип» в антологии «Тексти» (1995). Наиболее объемным и самым интересным доныне считают проект Владимира Ешкилева и Юрия Андруховича «Повернення деміургів/ Плерома: Мала українська енциклопедія актуальної літератури», которая содержит хрестоматийное дополнение художественных произведений (Лілея-НВ, 1998).
Но остановиться хочется на последней по времени попытке собрать воедино современную (актуальную, альтернативную — хотя, кому/чему? — оригинальную и тому подобное) украинскую прозу — антологии «Приватна колекція». Подзаголовок книги уточняет ситуацию: «Вибрана українська проза та есеїстика кінця ХХ століття». Авторский проект Василия Габора; издано литературным агентством «Піраміда», Львов, 2002 год. В Киеве представлен в рамках акции Форума издателей «Час читати» (руководитель проекта — Александра Коваль).
Фолиант содержит творчество 40 писателей. Впрочем, это не совсем точно, потому что присутствие четырех дам обуславливает коррекцию рода в слове «писатель». Не знаю, что по этому 10-процентному случаю думают отечественные феминистки, но авторская антология на то и авторская, чтобы позволить себе подобную расхристанность. А может, все пропорционально?.. 630 страниц изрядного формата, мелкий, но вполне доступный для зрения кегль, крепкая твердая обложка, оригинальный «супер».
Сам составитель характеризует «Приватну колекцію» как «своеобразную картину эстетических и философских поисков современного поколения прозаиков». В ней помещены «образцы художественной прозы (короткие романы, повести, рассказы, новеллы, притчи, этюды) и эссеистики (приближенной к прозе) последнего десятилетия». Отдельного «ура!» заслуживают широкие и выверенные биографические данные о каждом авторе, фото, а также избранная библиография произведений, рецензий и наиболее ценных критических статей. Плюс короткая характеристика творчества «виновника» от составителя. Предваряющее «Слово к читателю» объясняет принцип отбора («подобраны произведения, которые полюбил и люблю»), содержит упомянутый выше список наиболее удачных отечественных проектов, где раньше представлялись произведения, и список нескольких зарубежных изданий, в которых в последнее время были опубликованы переводы новой украинской прозы (подробнее об этом — в персональных библиографических сведениях). Объемность сопутствующего материала, точность и его нудноватая детализированность вынуждает признать «Приватну колекцію» своеобразной энциклопедией новой литературной генерации.
Место авторам отведено очень неравномерно. Но расположены все по алфавиту: начиная (...это просто) с Андруховича и заканчивая львовским чудаком Мирославом Ягодой. Перечислять всех нет смысла, но для аппетита назову Юрия Винничука, Богдана Жолдака, Оксану Забужко, Владимира Кашку, Вячеслава Медвидя, Константина Москальца, Виктора Неборака, Ярослава Павлюка, Евгения Пашковского, Тараса Прохаско, Олеся Ульяненко... Кроме того — менее известные, но зачастую не менее интересные имена. Вынужден признаться, что оторвать меня от чтения этой книги было трудно, хотя посвященным в другие слабости это удавалось. Возможно потому, что немало текстов приходилось видеть раньше в различных изданиях, а может, просто потому, что сложно сразу проглотить такое количество печатных символов.
Когда речь идет о литературе, в частности, украинской, часто сталкиваешься с адресованным тебе вопросом: «А что почитать»? Наощупь пытаешься угадать вкусы источника такого похвального порыва, отталкиваясь от чистоты обуви, модели часов, профессиональных амбиций и количества морщин на напряженном челе. Иногда удается. Теперь эта проблема почти отпала — в качестве компаса можно смело использовать «Приватну колекцію» Габора. А идти ли по его стрелке, каждый должен решать сам. Вот только беда с тиражом. Пока что есть... 300 (триста) экземпляров — один у меня — следовательно 299. Правда, в ближайшее время обещают тысячу. Для такой книги! Парадоксы да и только...
Выпуск газеты №:
№15, (2003)Section
Тайм-аут