Часы «Буля»
Во Львове демонстрируют часомеры XVIII века из мастерской придворного мебельщика Людовика XIVКоллекция часов Музея этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины является крупнейшей в Украине и одной из самых ценных на территории восточной Европы. Собрание укомплектовано еще до Первой мировой войны, а покупали часомеры за средства магистрата на всемирных промышленных выставках, также — в антикварных магазинчиках в Европе. Некоторые часы-раритеты музея подарили местные коллекционеры. Об этом «Дню» рассказал заведующий сектором экспозиции МЭХП Андрей КОЛОТАЙ.
«В целом, в нашей колллекции — более 400 единиц. А в экспозиции показано более сотни лучших часов европейских мастеров с XVI до XX веков», — говорит музейщик и добавляет, что лидером в изготовлении часовых механизмов в XVIІІ веке была Франция, а к их оформлению и декорированию в то время приобщались мебельщики.
«Типичным образцом роскоши консольных часов XVII — XVIІІ веков являются французские часы, выполненный в стиле «Буль», — продолжает рассказ Андрей Колотай. — Название происходит от имени известного мастера мебельного дела, также — художника, гравера и резчика по дереву Андре-Шарля Буля (1642 — 1732), который работал во дворце Версаль, а жил во дворце Лувр, который королевская семья покинула ради Версаля. Буль настолько прославился своей мебелью, что работал по заказу королей Франции и Испании, также — других вельможных лиц. Тридцатилетним (!), в 1672 году, получил должность придворного мебельщика Людовика XIV де Бурбон, Людовика Великого, известного из истории как «король-солнце». Конструировал изысканную мебель, а еще — оправы к часам».
Музейщик добавляет, что произведения Буля считали честью иметь в своих коллекциях лучшие музеи мира, среди которых — Лувр, Эрмитаж, Метрополитен-музей. Также Андрей Колотай отмечает, что произведения Буля были столь популярны, что очень быстро стали объектами подделки и фальсификации. А по его образцам (так называемый стиль «Буль») творили мастера-мебельщики Испании и Голландии — и в XVII, и в XIX веках.
Родился же Андре-Шарль в семье столяра-краснодеревщика, переехавшей во Францию из немецкого Гельдерна. Первый опыт получил в мастерской отца. В 1666-м, всего лишь в 24 года, уже возглавил собственный цех, где работали четыре десятки наемных рабочих.
Имел четырех сыновей, которые унаследовали профессию и деда, и отца, следовательно, когда подросли, работали в мастерской Андре-Шарля.
Прославился Буль прежде всего изысканной инкрустацией в технике «маркетри». В своих работах очень удачно сочетал разные виды древесины, в том числе — экзотичные индийские и южноамериканские породы, также — панцирь черепахи, слоновую кость, перламутр, латунь, серебро, бронзу и другие материалы.
В собрании МЭХП хранятся консольные часы, изготовленные в конце XVIІІ века в мастерской Буля. Часы щедро инкрустированы панцирем черепахи и металлом. Декоративные детали изготовлены из позолоченной бронзы. Подставка, на которой четыре коня держат на себе шкафик часов, опирается на четыре тонких профилированные ножки.
На циферблате под геральдическим плащом изображены три лилии — символ французских королей, а внизу — профиль самого короля Людовика XIV. Завершаются часы бронзовой фигуркой древнегреческой богини военной стратегии и мудрости Афины Паллади.
«Очень богатая, роскошная отделка часов отражает тенденции французского искусства времен Людовика XIV, который прославлял и пропагандировал могущество абсолютной монархии», — подытоживает Андрей Колотай.
Остается прибавить, что унаследовал Музей этнографии и эти, из мастерской непревзойденного Андре-Шарля Буля, и все остальные часы, которые находятся в постоянной экспозиции МЭХП и в фондах, от своего предшественника — Городского промышленного музея, основанного в 1874 году.
Выпуск газеты №:
№135, (2018)Section
Тайм-аут