Чем питается музыка нового тысячелетия
В Одессе состоялся ХVІІ Международный фестиваль современного искусства «Два дня и две ночи»
Этот форум ежегодно проводит Международная ассоциация «Новая музыка» при поддержке Министерства культуры Украины и в сотрудничестве с творческими учреждениями Украины и зарубежья. Нынешний фестиваль представил музыкантов 26 стран.
В семнадцатый раз Одесса собрала тех, от кого зависит будущее профессиональной музыкальной культуры. В режиме «нон-стоп» на сцене Одесской филармонии проходили концерты, перформансы, мультимедийные проекты (ночные импрезы проходили в ее фойе), которые демонстрировали музыкальные силуэты искусства ХХІ века. Авторами и главными «режиссерами» «Двух дней и двух ночей» является немецкий дирижер, профессор Фрайбургского музыкального университета Бернгард Вульф и известный украинский композитор, профессор Одесской государственной консерватории им. А. Неждановой Кармелла Цепколенко.
Почти все представленные в Одессе произведения (а их было около 100) написаны в последнее десятилетие, немало из них исполнялись впервые. Поэтому звуковая картина фестиваля давала определенное представление о том, чем дышит и чем питается музыка нового тысячелетия, что является приоритетным и определяющим для нее. По словам президента фестиваля, господина Вульфа, «начиная со времен европейского Возрождения, вот уже 700 лет мы верим в научное продвижение и в то, что можем господствовать над природой. Но сегодня мы достигли предела в этой вере. Чтобы выжить, мы нуждаемся в мощных творческих силах, которые способны давать искусство и музыка. Поэтому важно развитие творчества, отстаивающего креативность, фантазию и ищущего возможность обращаться к человеческой душе. Поэтому и продолжаются поиски новых выразительных средств искусства».
Услышанная в Одессе музыка дает понять, что сугубо технологические поиски, которыми изобилует музыка ХХ века (пуантилизм, серийная техника, алеаторика, минимализм и так далее), изменяются усиленным вниманием к выразительным возможностям музыкальных инструментов, к их тембровым и акустическим свойствам. На фестивале произошел, в частности, ряд открытий, связанных с новым подходом к инструментарию, в первую очередь — к народному. Национальные инструменты уверенно занимают свое место рядом с профессиональными и доказывают свою способность воспроизводить современный композиторский язык. Открытием для слушателей стал литовский инструмент канклес, напоминающий старинные гусли. Тонкое, завораживающее и, в то же время, мощное звучание его струн очаровали разнообразием образов и тембров. Замечательная исполнительница Айсте Бружайте-Вайцекавскьене представила написанные для этого инструмента произведения литовских авторов и молодого композитора Киры Майденберг (Одесса). Совершенно по-новому воспринималась традиционная домра, зазвучавшая в руках талантливой Ирины Лукьянчук в неожиданных сонористических красках («Мерцающий звук» одесского композитора О. Олийныка). Новый ракурс традиционного трио бандуристок предложила композитор из Одессы Алена Томленова. По-новому используется и искусство народного пения. В частности, аутентичные мелодии монгольского народного мелоса, соединенные с современными ритмами перкуссий, воспринимались как диалог человеческого голоса с бескрайними монгольскими степями: народное пение Самдандамбы и Бадамханд Бадамхорол сопровождалось ансамблем перкуссий Фрайбургского музыкального университета (произведение Нацагийна Жанцаннорова «Страна Чингиза»).
На фестивале слушатели имели возможность услышать инструменты, которые обычно не выносят на авансцену. Ансамбль «Контра-трио» (Швейцария) обратился к тембральным возможностям громадных духовых инструментов — контрабас-саксофона, флейты-контрабаса и тубы. Музыканты развернули поражающее звуковое действо, несущее идею возвращения человека к своим истокам — Природе. Исполнители сами создают музыку для избранных инструментов, стремясь добавить ее к звуковому пространству природы. Так, низкие и густые тембры тубы передавали трубный голос мифического животного единорога, символизирующего чистоту и целомудрие («Вызывая Единорога» Мадлен Бишоф). Специально написанное для швейцарского трио произведение украинского композитора Аллы Загайкевич тоже обращено к диалогу с окружающим миром. Одиночество и беззащитность человека, пытающегося сохранить тончайшие чувства души, — так можно воспринять образы ее композиции. Известный специалист в сфере электронной музыки, А. Загайкевич отконтрастировала тембры контрабасовых духовых нежным пространством электроакустического звучания. Электронные инструменты занимали на фестивале тоже заметное место, подтверждая свою значимость в современном искусстве.
В самостоятельную отрасль выделяется сейчас творчество для ударных инструментов, напоминая известный тезис об истоках музыки — «Сначала был ритм». Четвертую часть из 20-ти программ занимали именно перкуссионные ансамбли. Право начать и завершить фестиваль тоже традиционно было предоставлено ударным. В Одессу прибыли известные в этой сфере исполнители: Ансамбль перкуссий Фрайбургского музыкального университета (Германия), Пэр Сегрен (Швеция), Макс Рифер (Германия), Николас Рийд (Великобритания). Вряд ли можно где-то еще увидеть такое количество и разнообразие ударных инструментов, которое разместилось на сцене одесского форума. Для них композиторы создают и утонченные звуковые узоры, и первозданную ритмомагию, и развернутые сценические полотна. Яркую фольк-картину в ритмах изобразил известный украинский композитор Владимир Рунчак. Его шутливую композицию «О том, как казаки султану письмо писали» исполнил интернациональный по составу Ансамбль перкуссий Одесской консерватории, одетый в казацкие строи. Руководил действом перкуссионист из Эквадора, руководитель ансамбля Кристиан Орозко: вместо традиционной деревянной палочки он дирижировал металлической частью косы.
Выразительный диапазон ритма настолько расширился, что иногда он воспринимается как мелодия, а полиритмия напоминает полифонию голосов. Такие впечатления произвело произведение «Ритмотекстура» Александра Красотова. Этот опус стал, к величайшему сожалению, последним для известного украинского композитора (2007 г.): один из концертов фестиваля был посвящен его памяти.
С большим успехом выступил вокально-перкуссионный дуэт из Швеции «Дуэт EGO» в составе Моники Даниэльсон (сопрано) и Пэра Сегрена (перкуссия). Великолепные музыканты создавали разножанровые композиции — от вокальной медитации В. Варела на стихи Г. Аполлинера к театрально-музыкальному спектаклю (А. Эриксон «Песни стюардессы)». Мастер вокала Моника Дельсон демонстрировала выразительную амплитуду человеческого голоса, который способен воспроизводить человеческие чувства и эмоции, — от едва слышного шептания и нежного напевания, звуковых эффектов с помощью ладони и горловых звуков до драматичных вскриков-возгласов. В исполнении шведского дуэта прозвучала также премьера произведения молодого украинского композитора Михаила Шведа. Кстати, благодаря Одесскому фестивалю музыка украинских композиторов все чаще звучит в программах известных зарубежных исполнителей.
Привлек внимание слушателей и скрипичный «Дуэт Инновация» (Польша — Швейцария). Молодые, чрезвычайно яркие исполнители Анна Славицкая и Якуб Дзялак составили свою программу из произведений молодых украинских композиторов. Перекликанием эпох, гармонией вечной красоты прозвучало произведение Дж. Тартини-Богданы Фроляк «Дьявольские трели». В то же время отдельные страницы «Трелей» напоминали искусство троистых музык. Чистотой и светом души очаровали произведения Золтана Алмаши («Покой, щемящая боль и радость»), Любавы Сидоренко («Свет») и Наталии Черний («Сказать коротко...»). Так же, как и произведения, представленные дуэтом из Швейцарии в составе Франциски Вельти (сопрано) и Морица Мюлленбаха (виолончель). В их исполнении мини-моноопера Людмилы Самодаевой раскрывала драматический подтекст сатиры Д. Хармса, а произведение Юлии Гомельской «Письмо Онегину. Еще одна попытка на стихи Р. Пейдель» действительно стало еще одной попыткой защитить человеческие чувства.
Такие формы исполнительства, как «Дуэль-Дуэт», «Соло-Солиссимо» родились и являются уже традиционными на одесском фестивале. Впервые на фестивале выступил молодой украинский «Дуэль-Дуэт» — Остап Шутко (скрипка) и Ольга Шутко (виолончель). А «Соло-Солиссимо» бас-кларнетиста и композитора Стефана Вермейрша (Бельгия) скорее напоминало человека-оркестр: виртуозно владея своим инструментом, музыкант добавлял к нему звучание электроники, визуалайзера и собственного голоса, в то же время отбивая пальцами сложные ритмы по корпусу кларнета и топчась ногами.
«Два дня и две ночи» имеет своих постоянных солистов и ансамбли, преданные фестивалю и современному искусству, а их творчество является в Одессе своеобразной лабораторией новой музыки. Такие, в частности, маститый квартет «Гармонии мира», замечательная пианистка Татьяна Кравченко и уже известный молодежный ансамбль Senza Sforzando, исполнявшие на фестивале музыку композиторов Украины, России, Греции, Эквадора, Израиля. Арт-директор ансамбля Senza Sforzando, пианист Александр Перепелица (младший) представил на фестивале и фортепианный опус своей мамы, Кармеллы Цепколенко. Такая династийная традиция семьи музыкантов (отец, Перепелица-старший, является директором фестиваля) во многом решает успех одесского форума, который уже давно входит в мировой реестр ведущих фестивалей современной музыки.
В исполнении Senza Sforzando прозвучало и произведение Бениамина Юсупова «Хаккони-перекресток: IV», в котором звучали щемящие интонации народных и духовных песнопений Востока. Духовную тему продолжил еще один представитель Израиля, Юрий Поволоцкий, который представил свое произведение «Игдал (Возвеличить Бога) из цикла Семь еврейских традиционных мелодий». Презентация творчества этих композиторов стала возможной благодаря Посольству Израиля в Украине, которое не впервые оказывает финансовую поддержку. Среди его постоянных иностранных партнеров — также представительства Швеции, Германии, Польши, Австрии, Швейцарии.
Напоследок приведу слова арт-директора фестиваля Кармеллы Цепколенко, которые, возможно, объясняют стремление его организаторов: «Мы должны что-то оставить для последующих поколений. Ведь прошлый век дал нам огромное музыкальное наследие, и музыка ХХІ века питается им. Мы также должны заботиться о непрерывности музыкального искусства, о том, чтобы современное пространство не осталось без музыки. Надеемся, все наши поиски, равно как и наш фестиваль, будут служить тем, кто придет нам на смену».
Выпуск газеты №:
№75, (2011)Section
Тайм-аут