Перейти к основному содержанию

«Четыре раза перечитал «Літопис Руський»

В Музее волынской иконы представили графические работы Александра Дышко, который иллюстрировал факсимильное издание Холмского Евангелия ХІІІ века
04 марта, 16:42

Подборка творческих работ Александра Дышко, представленная в музее, имеет название «Скрипторий Волыни ХІІІ века. Эпоха короля Данила. Холмское Евангелие» и выставлена в зале, где находится чудотворная Холмская икона Богоматери. Уже 20 лет этот святой образ, одна из четырех апостольских икон, находится в Луцке, куда передала икону семья холмского священника Гаврила Коробчука, на сохранении которой она находилась. Выставка работ Дышко — одно из творческих, научных, просветительских мероприятий музея к 20-летию этой даты. На странице музея в «Фейсбук» помещают материалы об истории чудотворной иконы, ее появлении в Холме, короновании, чествовании, перипетиях, связанных с ее исчезновением и появлением на протяжении веков. И, как говорит заведующая музеем Татьяна ЕЛИСЕЕВА, даже для нее и научных работников открывается много неизвестных моментов, которые могут находить сегодня благодаря интернету.

Александр Дышко является автором художественных научно-исторических реконструкций Луцка, иллюстратором книг, рекламных, публицистических, научно-информационных изданий на тему истории старого Луцка и Волыни. Художник представлял Украину, Волынь на многих всеукраинских и зарубежных выставках. Немало его работ хранится в музеях и частных коллекциях. Александр Дышко работает в разных художественных стилях, используя уникальную авторскую технику, совмещая  живопись и графику. «Это непостижимо и неистово талантливо», — так эмоционально отметил авторский стиль Дышко Анатолий КВАСЮК, художник и реставратор, который вернул к жизни чудотворную Холмскую икону.

Татьяна Елисеева вспомнила начало сотрудничества Александра Дышко с историко-культурным заповедником «Старый Луцк», когда он создал два плаката: на одном была изображена Въездная башня замка, а второй был посвящен сохранению нашего культурного наследия. «Была нарисована нога, которая разрушает, и рука, которая восстанавливает, — говорит Татьяна Елисеева. — И это было так проникновенно, так красноречиво, так талантливо, что не оставляло никого безразличным».

Нынешняя выставка  живописи и графики Дышко в музее — уже не первая. Елисеева вспоминает 2009 год, когда выставляли здесь копию короны короля Данила. Тогда работы Дышко прекрасно дополнили разговор на круглом столе об эпохе первого украинского короля, в котором принял участие директор Львовского художественного музея Борис Возницкий. Татьяна Гнатив, директор департамента культуры Луцкого городского совета, отметила, что благодаря работам Александра Дышко и членов художественного объединения «Куля», в которое он входит, Луцк имеет прекрасный презентационный альбом.

Теперь, как отметил художник, он подготовил материалы на три передвижных выставки, в Музее волынской иконы представлена маленькая частица его наработок. Чем поражают эти работы? Не только авторской техникой, стилем. А в первую очередь — глубоким пониманием и знанием эпохи, которую изображает. XIII век, эпоха короля Данила, по мнению художника, не только неимоверно интересная, но и очень значима для истории современной Украины. Мы привыкли говорить — Галицко-Волынское княжество, но правильно будет Волынско-Галицкое. Потому что отец Данила — Роман Мстиславович, присоединил Галичину к Волыни, образовав отдельное княжество. Здесь, на этих землях, остановили татарскую орду, отсюда начиналось и возобновление государства, которым является сегодня Украина. Чтобы передать дух эпохи, Александр Дышко много изучает, исследует. Говорит, что только «Літопис Руський» перечитал четыре раза!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать