«Четыре раза перечитал «Літопис Руський»
В Музее волынской иконы представили графические работы Александра Дышко, который иллюстрировал факсимильное издание Холмского Евангелия ХІІІ века
Подборка творческих работ Александра Дышко, представленная в музее, имеет название «Скрипторий Волыни ХІІІ века. Эпоха короля Данила. Холмское Евангелие» и выставлена в зале, где находится чудотворная Холмская икона Богоматери. Уже 20 лет этот святой образ, одна из четырех апостольских икон, находится в Луцке, куда передала икону семья холмского священника Гаврила Коробчука, на сохранении которой она находилась. Выставка работ Дышко — одно из творческих, научных, просветительских мероприятий музея к 20-летию этой даты. На странице музея в «Фейсбук» помещают материалы об истории чудотворной иконы, ее появлении в Холме, короновании, чествовании, перипетиях, связанных с ее исчезновением и появлением на протяжении веков. И, как говорит заведующая музеем Татьяна ЕЛИСЕЕВА, даже для нее и научных работников открывается много неизвестных моментов, которые могут находить сегодня благодаря интернету.
Александр Дышко является автором художественных научно-исторических реконструкций Луцка, иллюстратором книг, рекламных, публицистических, научно-информационных изданий на тему истории старого Луцка и Волыни. Художник представлял Украину, Волынь на многих всеукраинских и зарубежных выставках. Немало его работ хранится в музеях и частных коллекциях. Александр Дышко работает в разных художественных стилях, используя уникальную авторскую технику, совмещая живопись и графику. «Это непостижимо и неистово талантливо», — так эмоционально отметил авторский стиль Дышко Анатолий КВАСЮК, художник и реставратор, который вернул к жизни чудотворную Холмскую икону.
Татьяна Елисеева вспомнила начало сотрудничества Александра Дышко с историко-культурным заповедником «Старый Луцк», когда он создал два плаката: на одном была изображена Въездная башня замка, а второй был посвящен сохранению нашего культурного наследия. «Была нарисована нога, которая разрушает, и рука, которая восстанавливает, — говорит Татьяна Елисеева. — И это было так проникновенно, так красноречиво, так талантливо, что не оставляло никого безразличным».
Нынешняя выставка живописи и графики Дышко в музее — уже не первая. Елисеева вспоминает 2009 год, когда выставляли здесь копию короны короля Данила. Тогда работы Дышко прекрасно дополнили разговор на круглом столе об эпохе первого украинского короля, в котором принял участие директор Львовского художественного музея Борис Возницкий. Татьяна Гнатив, директор департамента культуры Луцкого городского совета, отметила, что благодаря работам Александра Дышко и членов художественного объединения «Куля», в которое он входит, Луцк имеет прекрасный презентационный альбом.
Теперь, как отметил художник, он подготовил материалы на три передвижных выставки, в Музее волынской иконы представлена маленькая частица его наработок. Чем поражают эти работы? Не только авторской техникой, стилем. А в первую очередь — глубоким пониманием и знанием эпохи, которую изображает. XIII век, эпоха короля Данила, по мнению художника, не только неимоверно интересная, но и очень значима для истории современной Украины. Мы привыкли говорить — Галицко-Волынское княжество, но правильно будет Волынско-Галицкое. Потому что отец Данила — Роман Мстиславович, присоединил Галичину к Волыни, образовав отдельное княжество. Здесь, на этих землях, остановили татарскую орду, отсюда начиналось и возобновление государства, которым является сегодня Украина. Чтобы передать дух эпохи, Александр Дышко много изучает, исследует. Говорит, что только «Літопис Руський» перечитал четыре раза!
Выпуск газеты №:
№41, (2020)Section
Тайм-аут