Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Что после «пост»?

Современное искусство до сих пор вызывает активные дискуссии относительно временных границ и сути явления
06 марта, 12:53
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Лекция «Что есть и чего не должно быть? Искусство после конца света» — это старт серии обсуждений роли искусства в современном мире. «Дискуссионная платформа» интересна прежде всего потому, что будет проходить в формате лекций, дискуссий, семинаров и воркшопов. А три дня в апреле, с 6-го по 8-е, будут посвящены международной конференции. Уже летом по итогам проведения платформы будет издана книга, которая соберет тексты всех участников проекта. Куратор Дискуссионной платформы — московский художественный критик и историк искусства Екатерина Деготь. Она и пригласила лектором первого мероприятия в рамках проекта искусствоведа, критика и куратора, профессора шведской Художественной академии в Мальме Саймона Шейха. На лекции пытались разобраться, что делать искусству, когда наступает «конец света»? Шведский куратор не жалел трендовых слов: «постфеминистический», «посткоммунистический», «постмодерный», «постпостмодерный». Немало внимания он уделил и самой приставке «пост», отметив, что именно она чаще всего фиксирует тот самый знаменательный переход: «от» и «до», от «жизни» к «смерти» и ставит вопрос, что будет дальше — после краха, после коммунизма, после искусства?

Временные границы современного искусства достаточно неопределенны. Так же был неопределенным и сам термин, которым называлась новая эпоха. Современным искусством называли те произведения, которые появились в последнее время. Но поскольку ссылки на время уже не работают, современным искусством начали называть все то, чего искусство до сих пор не знало. Саймон Шейх указывает на ориентировочные временные границы модерна, расцвет которого приходился на период с 1880-х до 1960-х годов, хотя четкое различие между модерным и современным искусством проследить было трудно, пока определение «современное искусство», то есть «модерное искусство, творимое нашими современниками», не исчерпало себя. Так появляется термин «постмодерн». «Постмодерн — это, в сущности, состояние искусства, в котором единство образовано сотнями наративов, ни один из которых не способен удержать стилистического единства. Постмодерное искусство является «постисторическим», ведь все, что могло бы быть создано, уже существует. То же постигло и современную литературу, которой остается играть в интертекстуальность, ведь все, что могло быть написано, тоже уже существует», — говорит Саймон ШЕЙХ. Он называет такую ситуацию существования искусства после «конца света» жизнью после смерти, то есть переходом в другое субстанционное состояние.

Так каким будет искусство «после конца», и что именно считать концом? Однозначного ответа на встрече не нашли. Его, очевидно, и не существует. Да и, по большому счету, не ради этого ответа в этот вечер почти полностью заполнился лекторий. А ради вопросов.

КАК СОЧЕТАТЬ КЛАССИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО?

А в прошлую пятницу в рамках образовательной программы ARSENALE-2012 куратор биеннале Дэвид Эллиот встретился со студентами киевской Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Один из самых известных кураторов и историков искусства прочитал лекцию о роли и функциях куратора и ознакомил студентов с возможностями современного искусства. «Важнейшая вещь, когда мы говорим об искусстве, в том числе и о современном, это — качество. Однако качество должно быть эстетическим. В то же время эстетика не может ограничиваться чисто формальными или «художественными» рассуждениями: она должна с кровью просачиваться в жизненный опыт, откуда и берет свои корни», — считает Дэвид Эллиот.

Господин Эллиот уверен: как и в случае с работами художников предыдущих эпох, кое-что забудется и не войдет в историю, но лучшие образцы сегодняшнего современного искусства останутся ценными и интересными и в будущем.

Многих студентов интересовал вопрос связи классического образования, которое они ныне получают в стенах Академии, и успеха в сфере современного искусства. Кое-кто даже с сожалением говорил, что вот, мол, изучаем классическую живопись и вовсе не ориентируемся в современном арте, и спрашивал, каким образом можно использовать полученные в Академии знания в современном художественном контексте. На это господин Эллиот ответил, что классическое художественное образование дает широкие возможности художникам, в том числе и тем, кто пробует свои силы в области контемпорари арт. «У вас есть редкая возможность получить классическое художественное образование, выучить классическую живопись. Сегодня на Западе такое образование не является распространенным, и его довольно трудно получить. Так что у вас есть уникальные возможности. Другое дело, что вы должны работать над собой, смотреть, что вам нравится, думать, что вы хотите сказать своими работами. Преподаватели могут научить, КАК делать, но не могут научить, ЧТО делать», — подытожил он. Не меньше интересовал молодежь и вопрос профессионального самоутверждения. Студенты спрашивали, каким образом можно заявить о себе миру. Господин Эллиот подчеркнул, что для современного художника важной является постоянная творческая деятельность и недопустимыми являются большие перерывы. Также он отметил, что для него не существует какого-то общего понятия «украинское искусство», а существуют отдельные творческие личности, которые его создают. «Вы — молодые украинские художники, а следовательно, лучшей площадкой, чтобы заявить о себе, для вас является Украина», — подвел итог Дэвид Эллиот.

Встреча со студентами Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры в Киеве стала второй после лекции в Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Следующая встреча Дэвида Эллиота со студентами состоится в Львове. Организаторы ARSENALE-2012 напоминают, что в рамках образовательной программы запланированы многочисленные мастер-классы, экскурсии и семинары на темы современного искусства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать