Чужие маски
Рождественская почти сказка в Театре им. И. Франко
В семье Купьелло царит предпраздничная суета и ожидание чуда — что наконец в доме наступят мир и спокойствие. Именно об этом мечтает глава рода Лука (Анатолий Гнатюк). Традиционно, на Рождество, он пытается выразить свой талант, создавая домашний вертеп из папье-маше. Наивно полагая, что этой детской игрушкой сумеет уберечь своих домочадцев от неприятностей. Гнатюк играет роль отца семейства, у которого взрослые дети. Вот только синьор Купьелло больше сам похож на ребенка, чем его отпрыски. Сын Неннилло (Владимир Николаенко) — оболтус, постоянно что-то вытворяет, исподтишка ворует деньги, задирается с дядей Паскуалино — этот образ гротескно создал Назар Заднипровский. Красавице-дочери Нинуччи (Виктория Спесивцева) опостылел муж Никола. Его роль ярко и бенефисно играет Алексей Паламаренко. Актер эффектно появляется на сцене с пластикой Чеширского кота, но со взъерошенной прической, когда на волосах забавно проглядываются рожки, а рот, обрамленный д’артаньяновской бородкой и усами, скрывает нервный тик. Его герой и жалок, и забавен, и несчастен одновременно. Склеить разбившуюся семейную чашу дочери и зятя старается Кончетта (Лариса Руснак), мечущаяся, словно загнанная лошадь, между всеми. Как сказал один из героев пьесы: «Не повезло Луке с детьми — крутят им, как цыган солнцем». В спектакле много кричат, колотят посуду — в общем, типичные родственные разборки темпераментных итальянцев. По странной задумке режиссера, актеры, играющие в первом составе родителей — Купьелло — и их детей, по возрасту выглядят одинаково. Эту «находку» нельзя назвать удачей Денисенко. Поначалу данное обстоятельство даже мешает зрителям сосредоточиться на действии, но по ходу сюжета, разобравшись «кто есть кто», публика начинает привыкать: хохочет, хлопает, реагируя на удачные шутки. Но когда спектакль закончился, моя соседка подытожила увиденное: «Вроде смеялась, но почему-то очень грустно от увиденного»...
К сожалению, постановка «Рождество в доме Купьелло» получилась малодинамичной, масса длиннот, зачастую реплики провисают. Такое впечатление, что актеры, кроме А. Паламаренко (Никола), надели на себя чужие маски и костюмы, в которых им неуютно. В спектакле есть более или менее удачные фрагменты, но нет стержня, на котором держится весь спектакль. Возможно, Алексею Петухову, играющему Луку Купьелло во втором составе, удастся вытянуть постановку за счет собственного многолетнего театрально опыта и мастерства. Ведь в пьесе Эдуардо де Филиппо раздолье не только для фантазии режиссера, в ней есть, как минимум, восемь ярких ролей, которые могут стать бенефисными для актеров. Пока, увы, это не произошло. Впрочем, Александр Денисенко считает, что его театральный дебют удался.
— Я поставил пьесу о красоте и о том, что люди приходят в мир с интересом. В красоте всегда есть правда, а в правде не всегда есть красота, — подчеркнул А. Денисенко после премьеры. — С франковцами мне было интересно работать. Эта постановка стала моим первым театральным опытом и работой с большой командой профессионалов. Репетиции проходили непросто. Мы притирались друг к другу, чтобы создать творческую атмосферу. Мне пришлось работать с двумя актерскими составами. И от того, как играют, какое наполнение вкладывают исполнители в свои роли, как трактуют образы, создавалась постановка. Мы шли на определенные компромиссы. У нас не было каких-то принципиальных конфликтов, творческих противоречий, но, не скрою, бывали жаркие споры с актерами, ведь создание спектакля — живое дело. По сути, получились два разных спектакля.
Имя Александра Денисенко хорошо известно в киношном мире и на телевидении. Он ведет популярную передачу «Киносалон» на канале «Киев». Снял фильмы «Что записано в книгу жизни», «Повеял ветер сечевой», «И началась революция». Как актер, играл в картинах «Высокий перевал», «Легенда о княгине Ольге», «Сказки старого Арбата», «Прости и помилуй», «Совесть», «Украинская вендетта», «Слезы капали». Автор нескольких киносценариев, рассказов, повестей, романов.
По признанию Александра Владимировича, он взялся за театральную постановку потому, что ему не дают снимать кино. — Сегодня не только я в простое. В таком положении тысячи моих коллег, — с грустью сказал Денисенко. — Снимать сериалы, в основу которых положены, как правило, третьесортные сценарии, я не хочу. Поэтому обратился к театральному проекту. Мне близка природа театра, его форма.
К театру у Александра Владимировича старая привязанность. Еще будучи студентом- технарем, обучаясь на факультете кибернетики в Киевском университете им. Т. Шевченко, он создал театр «Возле колонн». На третьем курсе сделал виток в биографии — поехал в Москву, стал учиться в мастерской Сергея Бондарчука во ВГИКе.
— Там нам преподавали театральные дисциплины и актерское мастерство по системе Станиславского, — вспоминает А. Денисенко. — Эти «университеты» пригодились в будущем: когда играл как актер, затем — когда стал кинорежиссером. Да и нынче прежний опыт помог в постановке «Рождества...».
Как сказал режиссер, театр — хорошо, но его первая любовь — кино. А там ситуация очень непростая. Работа на телевидении дает ему возможность не забывать свою профессию. Авторская передача «Киносалон» знакомит зрителей с лучшими образцами украинского и мирового кинематографа, рассказывает о мастерах прошлых лет. Дает возможность рассказать о новинках — лентах, которые выходят в прокат.
— У меня есть разные задумки. Я не ищу театр. Главное — найти хорошее решение спектакля, — признался А. Денисенко. — Когда пишешь сценарии, а они не ставятся, то получаются, как говорил Александр Довженко, «мертворожденные дети». Вот и приходится задумываться над тем, что же, собственно, с ними делать дальше. Писать киносценарии я стал от неудовлетворенности тем материалом, который предлагали брать в работу на студии. Потом, когда украинское кино заснуло летаргическим сном, занялся литературой. Писал повести, романы, появилась пьеса «Оксана». Она основана на малоизвестных материалах о последних годах жизни Тараса Шевченко, воспоминаниях современников Кобзаря. В настоящее время в Театре им. И. Франко утверждается макет этого спектакля. Его будет ставить Александр Билозуб. Пьеса сложная, психологическая, требующая большой концентрации сил и времени на ее воплощение на сцене. А я очень не люблю длительного организационного периода, административных проблем и поэтому связывать себя большим спектаклем не захотел. Билозуб — режиссер хоть и молодой, но очень талантливый. Думаю, его прочтение моей пьесы, должно стать интересным театральным событием. Премьера состоится весной.
Выпуск газеты №:
№237, (2002)Section
Тайм-аут