Цветное осмысление социума
Донецк: уличные работы, которые делают город теплее
Яркий цвет города — одна из особенностей, притягивающая туристов, фотографов, художников. А там, где архитектура не достаточно привлекательна и интересна, на помощь приходит стрит-арт. Конечно, он бывает разным. Пример стрит-арта, который настраивает на позитив, — работы донецкого дизайнера Ивана Платонова. Парень уверен: сегодня на улицах многовато серости и депрессии, поэтому общество может спасти только яркий и осмысленный дизайн.
За последние годы в Донецке появилось много «осмысленного» граффити и интересных социальных акций. Год назад, когда в городе лишь начинались разговоры о том, что нашим домом является наша окружающая среда — улица, район, город, страна, — Платонов создал выставку, которая это наглядно демонстрировала. В сквере около Театра оперы и балета парень обустроил настоящий дом: скамейки накрыл старыми пледами, положил на них книги, мягкие игрушки; на деревья повесил свежие газеты, по периметру развесил одежду — будто бы она сушится. Такая атмосфера должна была натолкнуть жителей Донецка на мысль о комфортном теплом отдыхе. Иван сидел рядом вместе со своей подругой и пил чай, который они принесли в термосе. Но, «то ли день показался неудачным, то ли люди обходили место инсталляции, но любителей присоединиться было не так уж много», — вспоминает Иван. Возможно, еще одна причина в том, что каждый «экспонат» был украшен табличкой с указанием, что это выставка. Однако на следующий день выставки уже не было — утром не осталось ни одежды, ни книг, ни газет.
Хорошими, но, возможно, в некоторой степени непонятными остаются работы группы «Добрі люди». Именно они сделали рисунки «Желтая субмарина» на набережной Кальмиуса, «Старая Юзовка» на улице Артема и «Розовый пеликан» на проспекте Богдана Хмельницкого. Это очень масштабные работы, которые заняли много времени. Все изображения были выполнены по разрешению городского совета.
Власть любит хорошие нейтральные работы, а вот социальные иногда вызывают у нее непонимание. Так, Михалыча (псевдоним донецкой художницы — уточнение автора) за некоторые работы привлекали к административной ответственности — в настоящее время от проекта о гопниках в городе почти ничего не осталось. А вот последняя социальная работа художницы еще висит. Здесь автор соединяла людей с животными по принципам поведения, и оказалось, что часто люди напоминают кур или быков.
Относительно влияния уличных работ на социум, стоит вспомнить, как в американском депрессивном городке благодаря граффити появилась художественная школа, а потом — и художественный детский центр. Подобные принципы исповедует Фонд «ИЗОЛЯЦИЯ», который летом прошлого года инициировал проект «ИЗОЛЯЦИЯ» в городском пространстве». В Горловке дети вместе с донецко-харьковским художником Романом Мининим выполнили две композиции: «Откуда берутся тучи» и «Мы делаем для Мира тучи». Тогда Роман Минин отметил: «Нам посильно любить свой город таким, каким он есть, — прежде чем претендовать на улучшение качества жизни и дать импульс позитивного мышления для новых поколений на многие годы вперед». Еще один проект Фонда, уже без детей, но вдохновившись ими, сделал Алексей Салманов, разрисовав Царь-пушку детскими цветными мелками.
Психолог Белла Исаева считает, что для того, чтобы изменить мышление, нужны века, ведь Донецк специфический регион: город от самого начала существовал на грани между маргиналом и элитарностью. «Население города не избаловано красками. Здесь нет старинных зданий, давних традиций, которые бы могли развивать эстетический вкус. Был завод, и все развивалось вокруг него. Стрит-арт, обычно, и рождается в таких регионах, где есть маргинальное пространство. И, насколько мне известно, все это зарождается именно на стыках экономических и социальных потрясений. Можно провести аналогию с наскальными рисунками. Человеку уже тогда было важно выразить свое мнение. Любой рисунок — это высказывание. У нас так заведено: обмениваться информацией, и мы без этого не можем. Поэтому художник, который пытается что-то выразить, проанализировав, осмыслив что-то, обращается к конкретной аудитории именно таким образом — рисунком. Вспомните, все подростки пытаются оставить после себя сообщение: пишут на стенах, партах и тому подобное. Подростки всегда бастуют против культурных норм, против правил социума, против табу. Они остро реагируют на такие темы как «жизнь», «любовь», «смерть», «секс» и др. Но это тоже высказывание. С другой стороны, рисунки на старых стенах могут свидетельствовать о том, что художнику что-то неприятно, он сам хочет это переделать, украсить. Художник переделывает то, что уже мертвое, на его взгляд, давая этим объектам (стенам, заводам, переходам) новую жизнь», — утверждает она.
Так можно ли тогда считать искусство терапией? По мнению психолога, это может быть при условии осмысления всех нарисованных вещей. Исаева объясняет: «К примеру, когда к психотерапевту приходит человек с рисунком, нужно объяснить значение каждой линии. В рамках социальной терапии, человек находит какие-то шлюзы, где он может «выпустить пар» от того, что у него накопилось в течение определенного времени».
Фото с сайта street-art-ua.livejournal.com
Выпуск газеты №:
№143, (2013)Section
Тайм-аут