Перейти к основному содержанию

День патриотичного космополита

Лилия ПУСТОВИТ: Украинцы всегда любили украшать себя
08 декабря, 20:10
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛИЛИЕЙ ПУСТОВИТ

Лилия Пустовит называет себя глубоко патриотичным космополитом. В этом парадоксальном лексическом сочетании кроется Большая внутренняя гармония. В мастерской дизайнера, как и в ее коллекциях, сплелись воедино украинский и глобальный миры. Формула «глубоко патриотичный космополит» как открытость миру, умение улавливать все самое прогрессивное и одновременно любовь и уважение к своему — это та позиция, которая для нашего общества в нынешних (как и в любых других) условиях была бы самой оптимальной. И эта позиция полностью отображается не только в творчестве Лилии, но и в общении с ней.

Сегодня дизайнер празднует свой день рождения. «День» поздравляет Лилию и предлагает вашему вниманию интервью, взятое у нее в канун этого торжественного события.

— Лилия, в своих коллекциях вы не просто используете определенные источники вдохновения. Вас вдохновляет то, чем вы живете. Так, в коллекции весна-лето 2011 вы использовали графику художника Павла Макова, с которым общаетесь, дружите, работы которого есть, в частности, в вашей мастерской. А чем вы живете сейчас? Мир каких идей вас окружает? Что повлияет на вашу будущую коллекцию?

— Недавно у меня была деловая встреча в Стокгольме. К счастью, мне удалось объединить ее с походом в Шведскую Королевскую оперу на премьеру оперы «Норма» известного итальянского композитора XIX века Винченцо Беллини. Там я увидела фантастическую сценографию.

В первую очередь меня поразило цветовое сочетание: сине-зеленые декорации и яркая красная одежда главной героини в финальной сцене. Мне сразу захотелось использовать это сочетание в коллекции: темный, насыщенный кораллово-красный с разными оттенками зеленого.

В целом, если говорить о вдохновении и о том, как оно воплощается в конкретных коллекциях, то обычно, когда у меня возникает определенная идея, я ищу сюжеты, которые на эту идею «наматываются». Если сюжет «подходит» идее, я его использую, а если нет — держу его где-нибудь на бекграунде, где он ждет своего часа.

В данном случае сюжет, связанный с «Нормой», оказался очень уместным.

— Саму себя вы характеризуете как «глубоко патриотичного космополита». Парадоксальное сочетание, но, по-видимому, для современного украинца оно является крайне уместным. А что из того, что сейчас происходит в украинском мире, вас вдохновляет? В конце концов, именно вы были первым дизайнером, который глубоко исследовал и переосмыслил в своем творчестве украинскую тему...

— На данный момент это приближающееся праздники. День Святого Николая, Маланка, Рождество... Они такие вдохновенные и красивые!

Если говорить в целом, то, хотя мне очень редко удается попадать на открытие выставок в галерее Павла Гудимова, меня вдохновляет все, что он делает, и те художники, с которыми он работает, в частности, Владимир Стецькович и Олег Грищенко.

Недавно я была на концерте группы «Океан Эльзы» и поняла, что они меня тоже вдохновляют. Хотя мне неоднократно приходилось слышать и видеть выступления Славика Вакарчука, ведь я знаю его с 1996 года, когда он был еще молодым начинающим музыкантом из Львова (кстати, мы познакомились в Париже). Я бы даже сказала так: когда я слышу «Океан Эльзы», я еще больше хочу быть хорошей украинкой. Точно так же, как тогда, когда мне приходится общаться с разумными украинцами, способными адекватно оценить и мою работу, и в целом украинскую моду, и наших художников, и все, что происходит в стране. Тогда будто чувствуешь себя значимее...

— Кстати, о значимости. Когда-то вы рассказывали, что модный дом Gucci использовал узоры, подобные тем, которые можно увидеть на гуцульских писанках. Уровень интерпретации украинской темы может быть как низким, так и высоким. Где сегодня можно слышать и видеть «украинское высокое»? Ваши советы читателям «Дня».

— В музыке — это Валентин Сильвестров, безусловно, Мирослав Скорик, европейский скрипач украинского происхождения Максим Березовский (его профиль есть на фасаде Музыкальной академии Болоньи, но в Украине его совсем не знают), Дмитрий Ткаченко, который получил европейское образование, теперь он имеет контракты по всему миру, а график его концертов расписан на год вперед, и он всегда включает в программу произведения украинских композиторов, в том числе очень сложных современных, которых немногие играют. А Дмитрий, таким образом, пропагандирует их искусство.

Есть ряд имен и в современном художественном искусстве, в частности, невероятные цвета Александра Богомазова и Олексы. Еще хочу вспомнить Анатолия Гайдамака — во всех его работах чувствуется украинский корень.

Не могу не вспомнить Ивана Малковича. Книги его издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА» покупают мои русские друзья из Москвы, которым важно дать детям качественное воспитание. А еще хорошо, что мой офис находится рядом с Лаврой. Когда ко мне приезжают иностранные гости, я имею замечательную возможность показать им, что такое «украинское высокое».

— Если общий уровень культуры общества отследить сложнее, то стиль, как правило, очевиден. Когда-то вы рассказывали о том, что ваши знакомые иностранцы описали стиль, присущий Украине 90-х как slavo vamp (славянский вамп). Что изменилось с того времени? И повлияли ли на это украинские дизайнеры?

— Вряд ли на эти изменения повлияли украинские дизайнеры. Скорее, появление магазинов, которые, кроме Roberto Cavalli и Gucci, привезли в Украину такие марки, как Bottega Veneta, Marni, Prada. Таким образом, они изменили представление о моде и отношение к ней. А это очень важно для стиля, формирующегося в недрах общества. Важнее, чем тот далеко не наилучший пример стиля, который демонстрируют наши псевдозвезды эстрады и телевидения. Таким образом, появился, можно сказать, новый образ украинки.

— Что еще формирует стиль, характерный для украинского общества?

— Безусловно, это не только телевидение и интернет. Благодаря Богу, украинцы стали бывать за рубежом. Возможность увидеть мир особенно отражается на тех, кто еще в состоянии измениться, то есть на молодежи или детях. Молодежь, которая с пятилетнего возраста постоянно бывает за рубежом, формирует совсем иной стиль, и не только в своей среде, но и в обществе в целом. К тому же дети, которым в течение длительного времени придется учиться или жить за рубежом, домой возвращаются патриотами. Потому что они уже имеют большее представление о собственной идентификации как украинцев, о том, чем мы отличаемся от остального мира, они вынуждены сообщать что-то этому миру о своей стране, о том, чем они гордятся: о героях, языке, культуре. В противовес им, большинство той молодежи, которой, к сожалению, не удается видеть мир, а как в Крыму — только богатых русских сибиряков — имеют совсем иное мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры.

— За рубежом мы можем рассказывать также о том, что украинцы, как утверждаете вы, всегда любили одеваться.

— Да, это правда. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на наши национальные костюмы. Для украинцев одежда и в целом внешний вид были важными всегда. Конечно, у каждого региона это проявлялось по-своему. Например, всегда выделялась в смысле стиля Галичина. Возможно, это Автро-Венгрия наложила на нее свой отпечаток, но даже сегодня ей присуще особое восприятие моды. Можно сказать, что галичанский стиль — это провинциальная интерпретация буржуазного французского.

Удостовериться в том, что украинцы всегда были небезразличны к моде, вы можете, сравнив наш традиционный костюм со шведским. Украинцы любили и любят не просто одеваться, а наряжаться, украшать себя... Но при условии отсутствия воспитания, внутренней культуры и хорошего вкуса в 90-е годы это желание трансформировалось в дикий агрессивно-грубый стиль девушек с улицы, которые нравились настоящим пацанам. Этот стиль знакомые, приезжавшие ко мне из заграницы, назвали slavo-vamp (славянский вамп). Но, благодаря Богу, те страшные годы остались в прошлом, хотя отголоски того стиля до сих пор напоминают о себе в наших ночных клубах и на светских мероприятиях. Поэтому я уверена, что мода в Украине имеет очень хорошие перспективы. Но только если появятся соответствующие финансовые условия и инфраструктура. Мода — это длинные инвестиции. К сожалению, от государства их ожидать не стоит. Хотя именно благодаря государственной поддержке, в частности, помощи молодым талантам, развивается британская мода. Так же, как бельгийская, голландская, скандинавская. Там не важно, бельгиец ты или японец. Если молодой дизайнер учится в этой стране или зарегистрировал там свой бренд, государство его поддерживает. Таким образом, оно вкладывает средства в индустрию. У нас даже прецедентов таких нет. Хотя все эти сетования на отсутствие государственной поддержки, конечно, справедливы, но, в действительности, начинать нужно с того, что отсутствует вера. Украинцы (включая верхушку общества) до сих пор уверены, что турецкое или итальянское лучше украинского. Поэтому самая первая задача заключается даже не в инвестициях, а в переменах в мышлении.

— У вас очень напряженный график, динамичная жизнь и очень широкий круг интересов. Как в этих условиях вам удается оставаться внутренне гармоничной и целостной?

— Благодаря медитации. Я практикую сахаджа-йогу. Ежедневные, по крайней мере, 10-минутные занятия помогают мне сосредоточиться на главном, почувствовать радость бытия, наслаждаться каждой минутой, видеть красоту природы и творческих людей. Медитация научила меня воспринимать сложные моменты жизни как возможность учебы и получения опыта. Она помогает мне избавиться от лишних мыслей, негативного восприятия, я нуждаюсь в отдыхе больше, чем раньше. Конечно, я понимаю, что мне нужно еще очень много работать над собой, меня ожидает долгий путь, но меня это не пугает, а наоборот, дает силы и вдохновение.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать