Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Дизайн «под рукой»

19 ноября, 00:00

Среди многочисленных парадоксов, без которых не может обойтись наша насыщенная событиями жизнь, до этого времени существовал и такой. У одной из наиболее популярных профессий сегодняшнего дня — дизайнер — не было своего учебника. Сколько можно было услышать историй о том, как бывший филолог, астрофизик, психолог или бывший инженер стал дизайнером. Неужели это такое легкое дело, что любой им может овладеть, или оно сейчас для всех настолько привлекательно? По-видимому, не первое, а второе, потому что нареканий на безвкусицу в рекламных щитах или видеоклипах, убранство витрин и тому подобное, намного больше, чем удовольствия от созерцания действительно отличной дизайнерской работы. Поэтому, нужно учиться серьезно и всесторонне, а не ограничиваться техническим умением что-то выполнить на компьютере или в полиграфии.

Мысль о необходимости создания специального издания, которое бы собрало вместе отдельные знания для формирования высокого дизайнерского профессионализма, приходила, по-видимому, неоднократно и в разных ситуациях. Осуществить ее удалось ректору Харьковской академии дизайна и искусств Виктору Яковлевичу Даниленко, члену-корреспонденту Академии искусств Украины, кандидату искусствоведения, профессору. Только что из печати вышло учебно-научное издание «Дизайнер», автор В. Даниленко, издательство ХДАДМ, 2003 год, при поддержке The Bleyzer Foundation.

Книгу можно назвать учебником в лучшем понимании слова, то есть такой, которая должна быть у специалиста «под рукой». Она дает сжатые энциклопедические знания из любой области. Ведь дизайн охватывает буквально все, что только производит человечество: здания, мебель, модную одежду, предметы потребления, автомобили, бытовую и другую технику и тому подобное. Мастерство дизайнера всегда балансирует между утилитарностью и эстетизацией, на что также влияет эпоха. История свидетельствует, что были периоды, когда преимущество отдавалось украшениям, внешнему убранству (барокко, рококо, модерн) или подчеркивали рациональное и функциональное (классицизм, минимализм). Следовательно, дизайн — это еще и своеобразная философия времени, и образ мышления, присущий не только мастерам, и через их произведения попадающие в среду и к употреблению, охватывает и формирует другое человеческое сознание (или подсознание). Поэтому вопрос профессионализма дизайнера можно рассматривать даже и как вопрос его ответственности перед обществом.

Рассмотрев особенности ведущих дизайнерских школ Европы и Америки (которые автор лично посещал и изучал в живом общении), В. Даниленко показывает украинский задел. Почти половина из 664 иллюстраций книги — экспериментальные проекты дизайнерских разработок ХДАДМ — выполнены студентами. Дизайн нашего времени трактуется как художественно- техническая деятельность переходного времени, к которому человечество еще не подобрало окончательного мотива (в отличие от прошлых восторгов индустриальным), в разработке которого используются данные биологии, эргономики, бионики и тому подобное.

Учебник написан вдумчивым, творческим человеком, который не раздает безапелляционных рецептов относительно выполнения той или иной задачи, хотя здесь можно найти сугубо практические советы, касающиеся работы с компьютером или по оформлению проекта. Главное в том, что он учит видеть в переменчивом окружении новые вопросы и находить новые неординарные решения, применяя самые разнообразные материалы современности. В этом процессе тяжело провести грань между авангардным искусством и дизайном, да и вряд ли она очень нужна. Первые в стране 230 страниц размышлений, исследований и полезных установок для дизайнеров пригодятся также искусствоведам и культурологам, специалистам технических наук. А те, кто собираются поменять специальность, увидят, что учиться на дизайнера нужно не меньше, чем на инженера или астрофизика.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать