Для королевского личика
Во Львове демонстрируют женский секретер второй половины XVIII века![](/sites/default/files/main/articles/06022019/12foto.jpg)
Об артефакте с бронзовыми накладками, который находится в постоянной экспозиции Музея этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины (проспект Свободы, 15), «Дню» рассказал заведующий сектором экспозиции МЭХП Андрей КОЛОТАЙ.
«Обратите внимание на форму столика — очень изысканную и грациозную, напоминающую форму музыкальных инструментов или фигуру женщины», — говорит музейщик. И добавляет, что французы такое очень любили. Также проводит параллели с часами XVIII века, которые тоже имеют очень изысканные формы — плавные, с нарастанием динамики.
«Столик выполнен из ореха, — продолжает рассказ Андрей Колотай. — Но прежде всего должен привлечь внимание украшение столика, его прикраса. Орех интересен тем, что являются очень пластичными и хорошо поддается разным манипуляциям. Применялась здесь техника маркетри, и это очень популярная в то время разновидность инкрустации по дереву, при которой мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины и разных по цвету и фактуре. Столешница нашего раритета выполнена из одной породы дерева — из светлого ореха, и это -высший пилотаж! А чтоб предать ему «звучания», те черные узоры, все специально вырезалось с помощью специальных тоненьких пилочек, а затем дерево опускали в раскаленный песок, который образовывал темные контуры. Так создавался эффект нарисованного, написанного пером...»
Также Андрей Колотай вспоминает собственную учебу в Колледже имени Ивана Труша, где изучал основы этой техники: «Она очень сложная. Когда ты в раскаленный песок опускаешь шпон, нужно следить, чтоб он не сгорел, потому что тонекий — толщиной менее 1,5 миллиметра, следовательно, может перегореть и превратиться в уголь. Нужно очень внимательно уловить момент подпала. А затем поклеить и зачистить. Тогда и создастся вот такой мегаэффект...».
Наш экскурсовод рассказывает, что этот косметический столик принадлежал королевской династии Людовика XV — на нем есть соответствующая атрибутика: «Видим три стилизованных лилии, и это символ французских королей, корону и портрет самого Людовика в профиль».
Внутри секретера — полочки для пудры, румян, парфюмерии и туалетных вод, также — кистей и кисточек.
Странно, что внутри нет зеркальца, но, по предположению Андрея Колотая, зеркало должно было быть большим и размещали его рядом. «То есть секретер выполнял функцию хранения всех этих мелких вещей, а зеркало, наверное — в полный рост, висело сбоку».
Остается прибавить, что Музей этнографии унаследовал секретер от своего предшественника — Городского промышленного музея, основанного в 1874 году.
Выпуск газеты №:
№21, (2019)Section
Тайм-аут