Два цвета времени Александра Билаша
Сегодня композитор отмечает свое 70-летиеАлександр Иванович и сам до конца не верит, что отмечает 70 летие. В такой момент поневоле вспоминается прожитое. Напомним и мы несколько фактов из биографии юбиляра.
Кажется невероятным, но в Полтавское музыкальное училище Александра не приняли с убийственной характеристикой — «у абитуриента нет слуха», что не помешало ему вскоре поступить сразу в Киевскую консерваторию. Своим учителем Александр Иванович считает Платона Майбороду, с которым дружил всю жизнь.
По словам композитора, после спектакля «Роман и Франческа», где исполнялась песня «Впали роси на покоси», он впервые почувствовал, что стал популярным. Она звучала по многочисленным заявкам трудящихся по радио. Фактически все ресторанные ансамбли Украины включили ее в свой репертуар, что в те времена было настоящим признанием. Сегодня Билаш — признанный авторитет, многие его произведения заслужили всенародную любовь. Это прежде всего песни «Два кольори», «Ясени», «Треба йти до осені», «Сину, качки летять», «Я жил в такие времена», «Полынь», «Эй вы, сани». А еще он автор опер «Гайдамаки», «Прапороносці», «Балада війни», оратории «Вишневий вітер», оперетты «Легенда про Київ», симфонических произведений, музыки к спектаклям и кинофильмам.
Александр Билаш возглавлял Союз композиторов Украины целых восемнадцать лет, приобретя за это время массу друзей и нажив еще больше недругов. Однако именно в правление Билаша редким авторам-эстрадникам удалось стать членами Союза, что в ту пору было весьма существенно: появлялся официальный статус, почет, уважение, льготы, а за авторские права можно было жить вполне пристойно. Самого Александра Ивановича прокатывали неоднократно, и в Союз он вступил лишь через восемь лет, уже будучи популярным. Для Билаша вожделенным пропуском в круг избранных стало написание симфонии.
Ходят легенды о билашовских 300 граммах и его разговорах «за жизнь». Но, имея сильный характер, он, в отличие от многих своих коллег, всегда знает, когда нужно остановиться.
«Я счастливый человек, — улыбается юбиляр, — судьба подарила мне встречу с Ларисой еще в консерватории. Это любовь с первого взгляда. У нее дивной красоты и тембра меццо-сопрано. Жена стала первой исполнительницей моих песен, которые в последствии с блеском исполняли Людмила Зыкина и Диана Петриненко. Даже баритоновский репертуар я часто опробовывал на ней. Лариса для меня всегда самый строгий критик. То, что наш дом не только моя крепость, но источник вдохновения, — все благодаря супруге». Долгие годы Лариса Ивановна Остапенко была солисткой Национальной филармонии Украины. Ныне она преподает в Национальной музыкальной академии.
С именем Анатолия Мокренко связано рождение таких шлягеров, как «Ясени», «Два кольори» (всего певец исполнил более 30 песен композитора).
— Произведения Билаша — особенная страница в моем творчестве, — признался Анатолий Юрьевич. — Мы почти ровесники, оба простые сельские парни, самостоятельно пробивавшиеся в искусстве. Мне приятно, что многие свои произведения композитор писал, учитывая мои вокальные и артистические данные. Сегодня кажется странным, что песня «Два кольори» сразу не прошла худсовет. Если к музыке не было претензий, то слова Дмитрия Павлычко вызвали массу споров. «Нічого не везу додому, лиш горсточку старого полотна...» — герой что, из тюрьмы возвращается? — спрашивали оппоненты. Требовали заменить слово «журба», считая, что оно вызывает плохие ассоциации. Нам долго пришлось переубеждать чиновников, что никакого тайного смысла и подвоха в тексте нет. И песня в результате стала, что называется, народной. Не случайно, когда произошла Чернобыльская трагедия, слушатели просили исполнить именно это произведение, в котором переплелись любовь, боль и надежда. Я рад, что сумел убедить Александра Ивановича написать несколько дуэтов. Мы их исполняли вместе с Ларисой Остапенко. Приятно, что готовится к выходу компакт-диск самых популярных произведений маэстро, и на нем будет звучать и мой голос.
Билаш признает, что совершал ошибки, за которые сам себя судит, но, в то же время, предпочитает не подстраиваться к ситуации, а оставаться самим собой. Не скрывает, что до сих пор хранит партийный билет: «Пусть себе лежит — ведь это часть жизни». Он не за «красных» и не за «белых», а сам по себе...
Несмотря на преклонный возраст, продолжает писать стихи и музыку. «Украинская эстрада переживает не лучшие времена, теле- и радиоэфир замусорен третьесортными произведениями, три аккорда подаются как шлягеры, безголосые певцы возглавляют многочисленные хит-парады, нет личностей, новых интересных имен», — искренне переживает композитор. Например, Дмитрий Гнатюк, Анатолий Мокренко, Николай Кондратюк, Иосиф Кобзон, Раиса Кириченко, Людмила Зыкина или Диана Петриненко — первые исполнители его произведений — никогда себя звездами не называют, хотя ими действительно являются, убежден Билаш. Александр Иванович предпочитает — пусть его сочинения лучше полежат в ящике письменного стола, дожидаясь своего часа, но потом попадут в хорошие руки. «Я, наверное, старомоден, но у певца должен быть голос и индивидуальность. Только пропустив через свое сердце песню, она найдет отклик у слушателей», — считает маэстро.
Завтра во Дворце «Украина» пройдет творческий вечер композитора. Он благодарен Минкульту, взявшему на себя оплату аренды помещения, и мэрии Киева, оплачивающих гонорары артистам. Ведь корифей украинской музыки сегодня живет более чем скромно (получает 80 гривен пенсии плюс президентская стипендия 250). При этом Александр Иванович остается оптимистом, полон творческих планов. Окончил кантату «Голодомор». Благодарен музыкантам Национального симфонического оркестра под руководством Владимира Сиренко, капелле бандуристов, Хору украинского радио и телевидения, трио «Либідь», солистам Киевской оперетты Фомию Мустафаеву и приме Национальной оперы Марии Стефьюк, своим землякам- полтавчанам: ансамблю «Краяни» и популярной казачке Раисе Кириченко, сразу согласившиеся выступить в концерте. Кстати, Раиса Афанасьевна исполнит премьеру песни «Світи нам, матінко». «Я решил на своем творческом вечере быть просто зрителем, — подчеркнул Александр Билаш. — Мне хочется, чтобы публика получила наслаждение от встречи с прекрасными артистами. В программе прозвучат симфонические произведения — увертюра к «Прапороносцям» и поэма «Світанок над морем», эстрадные песни, написанные в разные годы в соавторстве с Драчом, Павлычко, Олийныком, Рыбалко, Ткачем».
Можно по-всякому относиться к личности Александра Билаша, но для миллионов людей он прежде всего прекрасный композитор, наш современник, который уже стал классиком, а его произведения неразрывно связаны с ХХ веком и нынешним тысячелетием.
Выпуск газеты №:
№43, (2001)Section
Тайм-аут