Два в одном: обучение и развлечение
Теперь интерактивная лаборатория для детей и подростков «Арсенал Идей» будет действовать на постоянной основе — параллельно с каждым мероприятием культурно-художественного центра
Чтобы детям, чьи родители приходят на выставки в «Мистецькому Арсеналі», было не скучно, более того, интересно и познавательно, в этом году в галерее впервые была открыта творческая лаборатория, которая совмещает искусство, науку, изобретательство и инновации, — «Арсенал Идей». Организаторы акции говорят: решено — отныне этот образовательный проект для детей и подростков будет действовать в центре на постоянной основе. С открытием каждого нового художественного проекта, будет открываться и параллельный, детский, тематически созвучный.
Шестилетний Иван пришел на выставку вместе с мамой. Они быстро прошлись по залам «Великого и Величественного» — выставки, которая собрала тысячу произведений украинского искусства из коллекций 35 ведущих музеев Украины, и очутились в артлаборатории.
Внимание мальчика сразу привлекает «книжная стена». Он с интересом листает страницы старых изданий, закрепленных на одной из стен большой комнаты. «Это — инсталляция художницы Ирины Озаринской «Возможность дышать». Для ее создания использованы книги, списанные в макулатуру. Но художница дала им новую жизнь. Главная идея — возвращение к таким базовым вещам, как чтение бумажных книг. Здесь можно почувствовать их запах, прикоснуться к страницам», — рассказывает менеджер программы «Арсенал Идей» Евгения КУЛЕБА.
Дальше Ваня направляется к глиняным горшочкам, закрепленным на стене. Сверху над ними — огромное декоративное панно. «Сенсорикум», — объясняет Евгения.
Панно, создание которого контролировала Лидия Чекмарева из центра лечебной педагогики «Сонячне подвір’я», состоит из разных природных материалов. «Вот мы нашли древесину, сняли кору, отшлифовали. И теперь можно почувствовать ее на ощупь», — объясняет директор благотворительного фонда «Мистецький Арсенал» Ольга ВИЕРУ. А дальше рассказывает: «В будние дни нас посещают школьные экскурсии. И, что важно, мы всем детям рассказываем, что есть их ровесники, которым необходимо дополнительное внимание. Они такие же, как все мы, но чувствуют мир немного по-другому. Обычные школьники не просто слышат о таких детках, но и могут понять, что они чувствуют. Для этого стоит лишь закрыть глаза и прикоснуться к частям этой инсталляции. Так на ощупь изучать мир».
В горшочках разные материалы. Лидия Чекмарева советовала, в какой последовательности создатели инсталляции должны их разместить, чтобы это было интересно и полезно для детей, имеющих определенные особенности развития. В первом из них — орехи. Дальше — желуди, горох, камешки, лен, шерсть... И каждый раз, опуская руку в новый сосуд, человек чувствует что-то новое. От большого и твердого к тоненькому и мягкому.
Следующая комната — научная лаборатория.
«Это — деревянные ландшафты. Детки должны построить сооружение. Вмонтировать в него музыкальные инструменты. Но строить необходимо так, чтобы, запустив сверху с горки, специальный шарик прошел весь путь, образовывая музыку, и не скатился на пол, — проводит мини-экскурсию еще один координатор детского проекта Надежда. — Вот здесь нужно проложить мостик из магнитов. А здесь — можно порисовать песком». Ваня же бежит составлять электрические схемы. Он радуется, когда через пять минут в его руках звонит будильник, а еще через три — работает вентилятор.
«Здесь дети изучают физику. Принцип маятника, когда все шарики начинают раскачиваться в одно и то же время, но поскольку длина нитей разная, то шарики в какой-то момент начинают раскачиваться в разные стороны», — продолжает Надежда. Она говорит, что во время специально организованных школьных уроков обо всем этом детям рассказывают администраторы разных зон.
Дольше всего Иван задержался в инновационной лаборатории. Эта комната оборудована новейшей техникой. Более двадцати компьютеров с разными программами на каждом. На одном — урок биологии. Все начинается с исследования обычного дерева. Приближая ветви к себе, можно видеть из чего состоит листочек...
«В школьном курсе изучаются такие понятия, как одномембранные и двухмембранные органеллы. Дети их постоянно путают, — демонстрирует программу Артур ХАЧАТУРЯН, который координирует образовательные программы Microsoft Украина. — Вот вы видите метахондрии. Они двухцветные. Снаружи — белая, внутри — розовая. Поэтому не изучая конспектов, вы сразу запомните, что у метахондрии две мембраны. Дальше, если есть желание, можно перейти к Википедии и прочитать подробнее».
Рядом за монитором девочка пытается искупать крокодила. «Эта игра кажется тоже простой — нужно прорыть ход, чтобы вода прошла к крокодильчику, и он мог принять душ. Но ребенок должен понимать, что вода быстро через камни не проходит, а чтобы ее поднять, нужно превратить в пар — нагреть, а затем воду остудить», — объясняет Артур Хачатурян.
Этот захватывающий детский проект заканчивается 29 сентября — вместе с выставкой «Великое и Величественное». Но сразу после этого начинается новый музейный проект, а параллельно с ним — новая детская программа в «Арсенале Идей».
Выпуск газеты №:
№161, (2013)Section
Тайм-аут