Две левые руки Галины Волчек
Галина Волчек, ныне главный режиссер прославленного «Современника», росла в семье видного оператора Бориса Волчека, снявшего классические фильмы своей эпохи — «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Убийство на улице Данте», «Пышка», многократного лауреата Госпремии, профессора ВГИКа. Термины «крупный план», «затмение», «кадр» слышала с детства и с тех пор убеждена, что цвет и свет можно читать как книгу. Они влияют на настроение, поэтому лампы в доме Галина Борисовна зажигает в определенной последовательности, чтобы возникла некая гармония.
Нет, она не изнеженная папина дочка. Однажды — когда отец не оценил ее избранника — гордо ушла из дома и не общалась с папой четыре года. Жених был действительно странноватый — плешивый, в костюме, сшитом «на вырост», с длинным ногтем на мизинце, выражавшем, видимо, его представления об истинной интеллигентности, в крепдешиновом галстуке и «беломориной» в зубах. Звали жениха Евгений Евстигнеев.
Они прожили вместе счастливые годы, снимали комнатку, ели «микояновские котлеты» по 5 копеек. Галина с актрисой, запершись в совмещенном санузле, репетировала свою первую постановку — «Двое на качелях». Потом родился Денис, который за неимением другого места поначалу спал в корзине. Теперь он известный оператор («Такси-блюз», «Луна-парк», «Слуга», «Армавир») и режиссер («Лимита»). Все его детство прошло на фоне маминой борьбы за «Современник», ответственность за который легла на ее плечи после перехода Олега Ефремова во МХАТ.
Театр был под строжайшим контролем цензуры — спектакли приходилось сдавать различным комиссиям по пятнадцать раз (например «Провинциальные анекдоты», «Эшелон», «Восхождение на Фудзияму»). Иногда обсуждение постановки превращалось просто в судилище, после которого Галину Волчек вызывали на ковер в идеологическую комиссию ЦК. Играя спектакль «Бабалайкин и К°», актеры опасливо поглядывали друг на друга — а вдруг опять за что-нибудь прицепятся?
В застойные годы кое-кто из критиков назвал труппу, возглавляемую Галиной Волчек, «шептальными реалистами», писали о своих разочарованиях, но театр, пережив периоды определенного брожения, раскола, потери дыхания, вновь набирает силы, чему свидетельство — и недавние гастроли на Бродвее, и молодежь, заполняющая зал. Уже почти забылись времена, когда театр хотели закрыть (уж очень «наверху раздражала многих беспартийность Галины Волчек») или отправить труппу в полном составе работать в Муром, подальше от столичного вольнодумства. По сути же, они были совестью эпохи. Недаром Зиновий Гердт как-то сказал: «Есть два места в Москве, где вас никогда не обманут, — консерватория и театр «Современник».
Что такое режиссура для самой Галины Борисовны, отмечающей свой очередной юбилей? По ее словам: «Умение видеть в людях и явлениях больше, чем просто окружающий мир. Режиссер соединяет в себе и психолога, и психотерапевта, и экстрасенса, и гипнотизера». Впрочем, Волчек не ограничивает себя только режиссурой — то и дело появляется на сцене, иногда — на экране (хотя крайне не любит свое изображение): мы помним ее Регану в «Короле Лире» Г. Козинцева, Волчицу в сказке «про Красную Шапочку», Бабу-Ягу в «Русалочке», институтскую подругу героя в «Осеннем марафоне» (говорят, увидев свои крупные планы в этом фильме, Галина Волчек в ужасе побежала в Институт красоты и удалила себе с носа родинку. Но другие, кстати, оставила).
Будучи магом сцены, она признается, что в быту подчас беспомощна: даже не знает, как обращаться с мясорубкой, и вообще все, что приходится делать руками, удается ей чудовищно. Обе свои руки она пренебрежительно называет левыми. Но эти «две левые руки» абсолютно не мешают создавать прекрасные спектакли.
Выпуск газеты №:
№244, (1998)Section
Тайм-аут