«Двухэтажная» мистерия-бурлеск
В Черкассах уже празднуют Рождество
Премьера спектакля «Назар Стодоля» прошла в Черкасском академическом музыкально-драматическом театре им. Тараса Шевченко. В последний раз к этому произведению коллектив обращался тридцать лет назад (сценографию делал известный художник Даниил Нарбут). Ныне важной составляющей декораций стала деревянная «двухэтажная» башня (чтобы передать атмосферу XVII века на сцене, понадобился бюджет в 250 тысяч гривен). Львиную долю средств потратили на костюмы. Над ними «колдовали» художники Наталья и Сергей Ридванецкие).
Режиссер Петр Ластивка (Луцк) давно мечтал поставить именно этот спектакль и предложил свою трактовку известного произведения Шевченко. Роли главных героев выполняют сразу двое актеров. Например, традиционного Назара играет Олесь Павлютин, в то время, как его своеобразным дублером является Александр Гуменный. Еще интереснее ситуация с Галей. Ее играет актриса Ирина Глазова, а также... Александр Кузьмин. Дело в том, что на сцене показывают спектакль в спектакле. Персонажи Шевченко лишь иногда вмешиваются в действо. Они сидят за столом и наблюдают за вертепом, актеры которого предлагают свою версию развития событий.
Петр Ластивка обратился к вертепу, который был распространен в Украине в эпоху барокко, — к путешествующему театру марионеток в форме двухэтажного деревянного ящика. На втором этаже тогда показывали рождественскую драму, а на первом — сатирическо-бытовую интермедию. Первой, рождественской части вертепа, свойственна достаточно стабильная композиция. А вот вторая изменялась в зависимости от чувства юмора вертепника. Практически то же можно наблюдать и в черкасской трактовке «Назара Стодоли». Пока Хома Кичатый (Юрий Берлинский) почтенно расположился за столом, его роль исполняет бурсак-вертепник (Сергей Бобров), время от времени переспрашивая Кичатого: «Я правильно говорю?» Потом Кичатый-Бобров вообще перевоплощается в Ирода, который требует убить всех младенцев, а библейского ребеночка олицетворяет не кто другой, как дочка Кичатого — Галя. Кстати, зрителям больше всего полюбился персонаж, которого они уже успели «окрестить» «Галя номер два». Это актер Александр Кузьмин. Он играет роль вертепника, который персонифицирует Галю. Для «наглядности» одевает ожерелье девушки и лезет целоваться к Назару. В конечном итоге, все становится на свои места: Назар-Павлютин уединяется с Галей-Глазовой на втором этаже деревянной башни. И пока молодые целуются, на первом этаже Галя-Кузьмин с Назаром-Гуменным тоже создают видимость неимоверно влюбленных, что не может не вызвать улыбки. Впрочем, в конце представления Александр Кузьмин вообще перевоплощается в козу — виртуозно вывернув полушубок, он начинает мекать и бегать по зрительному залу. Такой ход событий сбивает с толку даже Гната Карого (Юрий Прокопчук), который, обращаясь к сотнику Кичатого, спрашивает: «Так отдашь козу за Назара?». После такой удачной постановки с песнями, танцами, шутками и перевоплощениями Хома Кичатый, конечно, дает добро на свадьбу дочери с Назаром Стодолей.
В Рождественской мистерии задействована практически вся труппа. Вертепники, которые встречают зрителей на самом входе в театр, на протяжении всего представления поют колядки, славят Христа, водят козу, ищут и находят среди зрителей «Иродиху» и «иродиаток», смеются и шутят, и, в конечном итоге, радуются, что им все-таки удалось посватать Галю. Представление длится два часа без антракта, но это время пролетает незаметно за созерцанием действа, которое преисполнено символикой Рождественской обрядности.
Выпуск газеты №:
№224, (2010)Section
Тайм-аут