Перейти к основному содержанию

«Двухэтажная» мистерия-бурлеск

В Черкассах уже празднуют Рождество
06 декабря, 19:25
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «НАЗАР СТОДОЛЯ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА СОЛОНЦА

Премьера спектакля «Назар Стодоля» прошла в Черкасском академическом музыкально-драматическом театре им. Тараса Шевченко. В последний раз к этому произведению коллектив обращался тридцать лет назад (сценографию делал известный художник Даниил Нарбут). Ныне важной составляющей декораций стала деревянная «двухэтажная» башня (чтобы передать атмосферу XVII века на сцене, понадобился бюджет в 250 тысяч гривен). Львиную долю средств потратили на костюмы. Над ними «колдовали» художники Наталья и Сергей Ридванецкие).

Режиссер Петр Ластивка (Луцк) давно мечтал поставить именно этот спектакль и предложил свою трактовку известного произведения Шевченко. Роли главных героев выполняют сразу двое актеров. Например, традиционного Назара играет Олесь Павлютин, в то время, как его своеобразным дублером является Александр Гуменный. Еще интереснее ситуация с Галей. Ее играет актриса Ирина Глазова, а также... Александр Кузьмин. Дело в том, что на сцене показывают спектакль в спектакле. Персонажи Шевченко лишь иногда вмешиваются в действо. Они сидят за столом и наблюдают за вертепом, актеры которого предлагают свою версию развития событий.

Петр Ластивка обратился к вертепу, который был распространен в Украине в эпоху барокко, — к путешествующему театру марионеток в форме двухэтажного деревянного ящика. На втором этаже тогда показывали рождественскую драму, а на первом — сатирическо-бытовую интермедию. Первой, рождественской части вертепа, свойственна достаточно стабильная композиция. А вот вторая изменялась в зависимости от чувства юмора вертепника. Практически то же можно наблюдать и в черкасской трактовке «Назара Стодоли». Пока Хома Кичатый (Юрий Берлинский) почтенно расположился за столом, его роль исполняет бурсак-вертепник (Сергей Бобров), время от времени переспрашивая Кичатого: «Я правильно говорю?» Потом Кичатый-Бобров вообще перевоплощается в Ирода, который требует убить всех младенцев, а библейского ребеночка олицетворяет не кто другой, как дочка Кичатого — Галя. Кстати, зрителям больше всего полюбился персонаж, которого они уже успели «окрестить» «Галя номер два». Это актер Александр Кузьмин. Он играет роль вертепника, который персонифицирует Галю. Для «наглядности» одевает ожерелье девушки и лезет целоваться к Назару. В конечном итоге, все становится на свои места: Назар-Павлютин уединяется с Галей-Глазовой на втором этаже деревянной башни. И пока молодые целуются, на первом этаже Галя-Кузьмин с Назаром-Гуменным тоже создают видимость неимоверно влюбленных, что не может не вызвать улыбки. Впрочем, в конце представления Александр Кузьмин вообще перевоплощается в козу — виртуозно вывернув полушубок, он начинает мекать и бегать по зрительному залу. Такой ход событий сбивает с толку даже Гната Карого (Юрий Прокопчук), который, обращаясь к сотнику Кичатого, спрашивает: «Так отдашь козу за Назара?». После такой удачной постановки с песнями, танцами, шутками и перевоплощениями Хома Кичатый, конечно, дает добро на свадьбу дочери с Назаром Стодолей.

В Рождественской мистерии задействована практически вся труппа. Вертепники, которые встречают зрителей на самом входе в театр, на протяжении всего представления поют колядки, славят Христа, водят козу, ищут и находят среди зрителей «Иродиху» и «иродиаток», смеются и шутят, и, в конечном итоге, радуются, что им все-таки удалось посватать Галю. Представление длится два часа без антракта, но это время пролетает незаметно за созерцанием действа, которое преисполнено символикой Рождественской обрядности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать