«Европейская ориентированность и национальные черты»
Во Львове открыли выставку к 100-летию Петра Грегорийчука
Экспозиция во Львовском национальном музее состоит из ретроспективы творческого труда живописца за почти полвека. Об этом на торжественном открытии выставки рассказал директор Национального музея Игорь Кожан. На выставке — пейзажи, портреты и автопортреты, натюрморты, сюжетно-тематические композиции Грегорийчука.
Гурзуф. В центре 1959 г.
Большинство полотен — о Львове и Гуцульщине. Представлены также работы художника из путешествий и гротескные работы, которые Петро Никифорович особенно любил рисовать. «Художник оставил после себя большое наследие. Нужно иметь большой Божий дар, чтобы так суметь. Петро Грегорийчук имел — об этом говорят его работы», — отметил И.Кожан.
Львов. Улица Русская 1970 г.
На широком диапазоне художественной заинтересованности и оперировании большим арсеналом выражающих средств Грегорийчуком акцентировал внимание историк искусства, профессор Львовской академии искусств Роман Яцив: «По совокупности того, что Петро Грегорийчук сделал в искусстве, можно убедиться, что украинская живопись в обстоятельствах тоталитаризма сохраняла свою проевропейскую ориентированность и национальные особенности».
Львов. Оперный театр 1961 г.
Напомним, что выдающийся украинский живописец и мастер станковой графики, автор монументальной росписи и декоративных панно Петро Грегорийчук (1914 — 1990) начал свой динамический творческий путь с 1940 года. Художник, который стремился к универсализму, творил в разных жанрах — психологического портрета, пейзажа, натюрморта, много труда вкладывал в жанрово-тематические картины, охотно работал над исторической тематикой, восторженно экспериментировал с формой и цветом в абстрактной композиции.
Сельская свадьба 1944 г.
Работал плодотворно и одержимо свыше пяти десятков лет, получив признание как один из типичных представителей львовской живописной школы, которая определялась определёнными поисками и особенностями колористической палитр, ориентировалась на западноевропейские традиции нового времени.
Спущенные паруса 1950 г.
Кульминационной картиной сороковых годов искусствоведы считают «Сельскую свадьбу» (1945), в которой показанные традиции родного художнику Покутья. В 1950 году Грегорийчук выезжает в Юрмалу, где создаёт ряд пейзажей и эскизов настроения, которые аккумулируются в картине «Латвийские рыбаки». 1950-ые годы для художника — это игра цветом и увлечения территориями южного Крыма, а особенно — Гурзуфа и Ялты. На протяжении 1960-х художник с особой заинтересованностью и любовью рисовал свою семью, горные пейзажи Космача, гуцулов. У 1970-х на появление новых произведений Грегорийчука вдохновляли путешествия по Карпатам. 1980-е в творчестве — это любование дорогим сердцу Львовом.
Стрыйский парк 1964 г.
Начиная с 1943 года, Грегорийчук осуществлял активную выставочную деятельность в Украине и за её пределами, и это — 58 художественных выставок. 1985-го художник подарил около ста картин Львовской картинной галерее, свыше ста — Национальному музею им. Шептицкого.
Выставку картин к 100-летию Петра Грегорийчука можно посмотреть в Национальном музее им. Андрея Шептицкого (проспект Свободы, 20) до 29 ноября.
Выпуск газеты №:
№207, (2014)Section
Тайм-аут