Перейти к основному содержанию

Фальшивая мелодия

В Молодом театре — премьера спектакля «Белая комедия»
22 февраля, 20:45
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ / ФОТО АЛЕКСАНДРА ХИТРОВА

Первое, с чем хочется сравнить пьесу одесского драматурга Александра Марданя «Лист ожидания», премьера которой состоялась в Молодом театре под названием «Белая комедия», — со знаменитой «Варшавской мелодией» Леонида Зорина. Но после двадцати минут спектакля начинаешь понимать, что автору, представляющему, если верить программке, «новую генерацию» писателей Украины, не давали покоя лавры и других знаменитых драматургов, например Оскара Уайльда...

С зоринской «Варшавской мелодией» новый спектакль, поставленный Александром Дзекуном, роднят некоторые перипетии нехитрого сюжета пьесы. В опусе Марданя случайно встретившиеся молодые люди, сами того не ожидая, страстно полюбили друг друга, но в силу обстоятельств так и не смогли объединить свои судьбы. Как отмечено в программке, в «Белой комедии» едва ли не главным действующим лицом также становится Время, которое неразумные герои, объявив своим врагом, пытаются победить. Поддавшиеся в соблазняющей нехитрыми радостями жизни Ялте искусам курортного романа, молодые Костя и Вера после отдыха разъезжаются по домам. Он — к жене и дочке в Одессу, она — к мужу и сыну в Москву. Однако флирт, как это иногда случается, затянувшись на десятилетия, возжелал стать большой и чистой, насколько это в принципе возможно в условиях супружеской измены, любовью.

Герои почти каждый год встречаются если не в Ялте, то в Одессе, Стамбуле или Венеции. Он каждый раз дарит ей двадцать пять огромных бутафорских роз, которые подобно копьям втыкает в планшет подиума, на котором разыгрывается этот претендующий на эталон любовной лирики адюльтер. Она каждый раз рассказывает ему о занимающем высокий пост в МИДе муже и жалуется на проделки избалованного в советской буржуазной семье сына, в конце концов попавшего в милицию. Он выкупает сына любовницы у открывших на него уголовное дело органов, берет в свою фирму на работу (коммунизм закончился, на одной шестой суши начался капиталистический беспредел, в котором высокопоставленный муж Веры чуть не потопил свою карьеру), чем подтверждает, что у него с ней всерьез и надолго. А еще Костя играет на гитаре, блещет остроумием, без устали травит анекдоты, сыплет парадоксами и афоризмами (привет от Оскара Уайльда), среди которых изредка попадаются и приличные. Однако в основном юмор и афоризмы у автора еще те: тут вам споют под гитару блатной одесский фольклор и расскажут, что «жизнь — вранье, а вранье — жизнь».

Не знаю, могли бы вытянуть эту, изобилующую псевдоинтеллектуальными разговорами и нарциссически болезненным авторским самолюбованием пьесу звезды, но актеры Молодого театра лишь усугубляют ее драматургические и содержательное несовершенство. Еще как-то можно было пережить по-студенчески надрывную, лишенную элементарной органики игру Романа Чорного и Лилианы Ребрик, которые изображают молодых Костю и Веру. Но терпение совершенно иссякает, когда Наталия Кленина, используя весь арсенал самых махровых провинциальных штампов (заламывание рук, фальшивая распевная речь, отсутствие все той же органики и элементарной логики), на протяжении полутора часов объясняется повзрослевшему Константину Владимира Кокотунова в любви.

Дабы убедить себя и зрителя в том, что героиня — не шляющаяся по чужим постелям потаскушка, что любовь ее движима невидимой рукой Судьбы, автор влюбляет и женит детей героев, которых в финале играют все те же Роман Чорный и Лилиана Ребрик. Дабы хоть как-то приукрасить внутреннюю пустоту и звучащие со сцены пошлости и банальности, режиссер наряжает героев в экзотические японские и индийские одежды. Но даже и в этом он проявляет свойственную всему спектаклю небрежность к деталям: поющие мантру Харе Кришна, дети Кости и Веры одеты в оранжевые индийские наряды. Что является очевидной нелепостью, ибо цвет восходящего солнца на Востоке носят отрешившиеся от мира монахи, а выбравший семейную жизнь мужчина не имеет права его осквернять. Это, конечно же, мелочь. Но именно внимание к подробностям и мелочам и отличает способного любить мир и свое дело человека. Пренебрежение же к ним и наполнило спектакль нелюбовью и фальшью, от которых хочется бежать....

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать