Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Фильмы, просмотр которых не заканчивается с поеданием поп-корна»

12 февраля, 00:00
Когда «безумные темпы» и «время не наша собственность», успеваем посмотреть разве что новости, а уже на двадцатой минуте фильма засыпаем. Если и хочется посмотреть интересную кинокартину, иногда приходится долго блуждать по каналам. А домашний кинотеатр, видео или компьютер не ограничивают во времени, делают нас свободными в выборе, придирчивыми во вкусах, дают возможность поспевать за недавними разрекламированными кинопремьерами. В конце концов, любимые фильмы можно пересматривать снова и снова. А пока нажмем на «стоп» и спросим о последних киношных впечатлениях наших гостей.

Татьяна ЦЫМБАЛ, ведущая программы «25 кадр»

на Новом канале: — Советую выборочно проводить время у телевизионного экрана. Период такой — диктат рейтинга. И часто мы становимся заложниками этих непритязательных вкусов и моды. Лучше смотреть фильмы из своей видеотеки. Хотя есть ленты, которые стоит все-таки смотреть в современных кинотеатрах. Например, «Властелин морей» Рассела Кроу или «Властелин колец» Питера Джексона — работы поражают своей масштабностью, яркостью, спецэффектами. Другое дело — «Догвиль» Ларса фон Триера или «Возвращение» Андрея Звягинцева — картины, просмотр которых не заканчивается с поеданием поп-корна. К этим фильмам возвращаешься: присматриваешься к режиссерской работе, актерской игре, отыскиваешь знакомые ситуации, созвучные настроения…

Чуть ли не каждый год, как только приходит зима, смотрю в свое окно: первый пугливый снег, немые деревья, люди. Тогда хочется отыскать на книжных полках «Дни Турбиных» Михаила Булгакова и перечитать. Люблю возвращаться к людям, местам, книгам, фильмам.

Особенно поразила меня документальная картина «Птицы» Жака Перена. Съемочная группа в количестве 500 человек снимала ее несколько лет по всему миру. Это история о самодостаточности цивилизации птиц. Показан годовой цикл птичьей жизни: перелеты в теплые края, обустройство там, отношения между вожаками, стаей, возвращение на родину, рождение малышей. Специально была сконструирована камера, чтобы снять птиц в полете: их испуганные крики, размах крыльев, набирание высоты и… небо. Вот она, свобода! Пересматривая этот фильм, поняла, что человек иногда бывает лишним.

Алексей БОГДАНОВИЧ, актер Национального академического драматического театра им. И. Франко:

— Фильмы в свою видеотеку подбираю интуитивно. Там ленты для моих настроений — меланхолии, эмоционального подъема… Масштабные картины смотрю изредка — в них все повторяется. Люблю камерные работы. Нравятся ранние работы Никиты Михалкова. «Незаконченную пьесу для механического пианино» могу смотреть бесконечно. Там есть несколько моментов, просматривая которые, каждый раз плачу. Конечно, плачу по себе, когда герой Калягина говорит, мол, ему уже 35 лет, а кто он, чего достиг? Этот вопрос волнует каждого — время уходит, а удалась ли жизнь?

А Елена Соловей с этими распахнутыми глазами, распахнутой душой и, на первый взгляд, фальшивыми интонациями. Но она мне совсем нефальшивая, это мы стали циничными, мол, таких людей не бывает! Правда, сейчас не бывает, но они когда-то были с такой внутренней чистотой. И эту чистоту не сыграешь, если ее нет.

На днях пересмотрел фильм «Пожилые люди» С. Урсуляка по пьесе М. Горького «Дачники». Несколько человек собрались на даче. Все они образованные, интеллигентые, интеллектуалы. Имеют имения, состояния. Но выясняется, что каждый из них несчастен — несчастен по-своему. Например, героине 50 лет, а влюбленному в нее герою всего 25. Он признается, что «любит каждый ее седой волос». Однако она отталкивает юношу, хотя тоже любит его. Герои — семейные люди. Но ни у кого из них нет человека, может, друга или любовника, который был бы на том же камертоне звучания, что и каждый из них.

Или фильм «Интим» Патриса Шеро. Время от времени мужчина и женщина встречаются для интимных отношений, не зная друг о друге абсолютно ничего. Он хочет понять, кто же она, та, что приходит каждую среду к нему в квартиру и жаждет только секса. Секс, хоть и снят очень откровенно, но не грубо. Эти кадры несут информацию о том, сколько в этих людях нереализованной энергии. Когда мужчина начинает следить за женщиной, то узнает, что она — актриса маленького лондонского театра, замужем, есть сын, есть муж, которого раздражает увлечение жены актерством. А все-таки чего-то не хватает.

Эти двое расстаются. У каждого свое прошлое. Мужчину не отпускает семья, двое детей, которых он безумно любит. Женщину — профессия и хоть какая-то стабильность с ее приземленным мужем. Отношения могли бы сложиться 20 лет назад. Они просто слишком поздно встретились.

Валентина СТЕПОВАЯ, солистка Национальной оперы Украины:

— Брошенного годовалого малыша находят в банкетном зале на корабле. Мальчик вырастает на борту среди моряков и пассажиров, бесконечно курсируя по Атлантическому океану между Англией и Америкой. Увлекшись игрой на фортепьяно, он достигает больших успехов. Каждый вечер его музыкальные импровизации приходят послушать пассажиры. В этой музыке — страсть, любовное опьянение, меланхолия, душевная сумятица. Весть об одаренном пианисте, который ни разу не сходил с корабля на берег, нигде не учился, распространилась молниеносно. Посоревноваться в мастерстве приходит известный чернокожий джазмен. Он уступил в профессионализме, но прежде всего — в человечности.

По приезде в Америку пианисту предлагают сойти на берег, устроиться и жить здесь. А тот стоит среди суетливой толпы и спрашивает, мол, как вы можете ходить по этим одинаковым улицам; как можете полюбить одну-единственную женщину среди многих других? Предлагаемый мир показался полным условностей, двойственности человеческой природы. Фильм «Легенда о пианисте» Джузеппе Торнаторе меня глубоко поразил.

Отдаю предпочтение фильмам содержательным, интеллектуальным, психологическим, жизнеутверждающим. Мой сын и муж, бывает, смотрят фантастику и триллеры, а я смотрю сказки — в них народная мудрость. Например, «Варвара краса, долгая коса». Люблю также рисованные мультфильмы. Вокруг столько негатива, надо же откуда-то брать позитив.

Кинокомедии — любимый киножанр, особенно с участием Андрея Миронова. А еще — немые ленты с Чарли Чаплиным. Не промолвив даже слова, он все сказал.

Мирослав ГРИНИШИН, театральный режиссер:

— Больше всего поразил фильм «10 минут позже: труба». Это семь новелл семи всемирно известных режиссеров Аки Каурисмяки, Вима Вендерса, Джима Джармуша, Вернера Герцога и других. За очень короткий промежуток времени, десять минут, каждый рассказывает о следующих концептуальных событиях человеческой жизни: рождение, собственно жизнь, любовь и смерть. Новелла «12 миль до трона» о том, как мужчина, отравившись едой на фуршете после деловых переговоров, идет через пустыню протяженностью километров сто. И кажется, что время тянется бесконечно долго. Ему плохо, а ближайшая больница откроется только на следующий день. Он врезается в другую машину и, теряя сознание, просит женщину-водителя помочь ему. И сразу, за какое-то мгновение, перед глазами героя, как на кинопленке, прокручивается вся жизнь — его и той случайной женщины.

На следующий день утром мужчина просыпается, видит ее рядом, и ему нечего сказать. А вчера… Жизнь хрупка и в любую минуту может оборваться. Известный грузинский режиссер Роберт Стуруа всегда говорит, что грузинские актеры играют так сильно и правдиво, потому что знают, что умереть могут в любой момент. Осознание собственной смертности порождает жажду к жизни.

Новелла Вернера Герцога «10 лет позже» также запомнилась.

Небоскребы. Высотные. Поменьше. Небо. По Амазонке плывет лодка. Когда-то на этой территории жило племя Уру-еу. Теперь из этого племени осталось всего два человека. Они едва помнят, от кого защищались, какие ценности исповедовали, ритуалы, которыми заманивали зверей в ловушки на охоте… Их воспроизведение песен вызывания дождя уже выглядит жалко. Но эти двое — живые свидетели другого самодостаточного утраченного мира.

Такую же картину можно снять у нас, поехав высоко в горы к гуцулам. Несколько лет назад я был в селе, куда надо идти семь километров от дороги в глубину гор. Оттуда горцы не спускаются годами.

Если говорить о кино глубже, то фильмы Алехандро Ходоровского меня очень интересуют. В его скандальных картинах «Фандо и Лиз», «Крот», «Святая гора», «Святая кровь» есть возможность узнать мир отдельного народа, отдельного человека. Этот мир может нравиться или нет, даже казаться полностью абсурдным, но он реален. Сейчас режиссер планирует снять фильм «Каинавель» — одно слово. Алехандро Ходоровский отмечает, что сейчас время поэтической революции, которая может сохранить искусство, не дав ему превратиться в шоу.

P.S. В новой рубрике мы планируем говорить о любимых фильмах и последних киновпечатлениях с интересными людьми. И чтобы получше узнать их вкусы, и чтобы через фильмы, заставляющие думать, плакать, хохотать — сопереживать, лучше понять самих себя. А еще надеемся, что «Домашний кинотеатр» станет хорошим гидом в нашем кино- и видеопространстве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать