Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Философские миниатюры о земле, свете, воздухе...

5 ноября в столичной галерее «Триптих АРТ» откроется выставка «Ожидание» Анны Гидоры
31 октября, 14:00
«ПУТЬ»

Заходя на посадку, самолет наклонился и под иллюминатором широкими мазками оранжево-коричневых и охровых квадратов раскинулся ландшафт из полотен Анны Гидоры. В лучах вечернего солнца, в плоскостях полей одна композиция сменяла другую. Масштабные абстрактные картины расчертили землю причудливой геометрией. Под совершенством этого land-arty не отказался бы поставить автограф Пит Мондриан. Развернутые «полотна земли» воспринимаются как формула мировоззренческой и художественной модели живописца Анны Гидоры.

Ее контакт с землей постоянный. Свой творческий путь Гидора начинала именно с земли — лепкой керамики. Потом пришло время работы в ландшафте с сущностями природы: камнем, водой, огнем. И только впоследствии чары земли воплотились в живописных композициях художника. Анна Гидора как куратор и участник проектов «Искусство земли» (в сотрудничестве с В.Шкарупой, П.Бевзой и другими) обычно работает в селе Могрица Сумской области. Гидора уже давно превратилась в поэта и своеобразного «биографа» этой местности.

«ДОЛИНА ВЕТРОВ»

Художница признается: «Когда заходит речь о Могрице, мне хочется брать людей за руки и вести их на самое высокое место Могрицкого городища, потому что оттуда панорама заводи Псел достигает десятков километров, а пейзаж наполняет тело духом птицы. А еще — из-за сложности рельефа, стремительности склонов (недосягаемых для выпаса скота) — здесь сложилась своеобразная заповедная зона разнотравья. Именно в конце июня сочная зелень загорается живописным разнообразием. Среди этой безумной игры цветов лежит скатерть белого обнаженного нутра земли — уникального могрицкого мела. Сердце нежно щемит от радости. А недалеко — хата, усадьба бабушки и деда. Еще маленькой девочкой, меня, городского ребенка, в апогей лета дед брал с собой косить сено на холмы. Я так и не понимаю, зачем ему в жару нужен был рядом малый ребенок? По-видимому, только для того, чтобы через годы я захотела бы поделиться этой красотой со всем миром...».

Дед научил ее слушать «голос травы», а бабушка, которая была церковной старостой в опасные для церкви 1960-е, настроила сознание девочки на притчево-библейское восприятие мира. Этот могучий дуализм и поныне является стержнем и реальной почвой каждого произведения А.Гидоры. В ее полотнах находим истоки органического слияния с природой и умения писать «душу ландшафта», а не пейзажные мгновения. Полотна Анны, с перетекающими один в другой сближенными цветами, соответствующие краскам земли, розово-оранжевой на восходе солнца или тревожно-сиренево-коричневой ближе к ночи. К тому же Анна — поэт и эссеист. Она владеет точным и образным словом. Воспевая землю, автор пишет: «Могрица — пограничье между городищями Северских земель и землями Большой степи. Пограничье переменчивое в ходе новообразований. Здесь течение времени через тысячелетия оставляет следы в наслоениях земли. Геологический и археологический срез почвы Могрицкого городища обнажает поверхность разных эпох... Мои проекты в окружающей среде «Земля все стерпит: коллекция наслоений» (2003), «Перевозчик» и «Пути» (2008), другие — все рождено на меловых скалах Могрицы...» .

Ремеслом художника Анна овладела благодаря учителям: прежде всего  Борису Борисовичу Данченко — преподавателю художественной студии (Сумы, 1978—1983 гг.), а также учителям художественно-графического факультета Курского педагогического института (1981—1985 гг.). В то же время, а возможно, прежде всего она внимательный ученик земли. Анна записывает: «Бродя меж символами, окружающими нас, которые появились во времени (а возможно, были всегда), прислушиваешься к звуку белого, такому структурному цвету мелового карьера, который светится ирреальной чистотой, и чувствуешь, что ветер, который всегда был рядом, оставил после себя тени».

«Звук белого» — термин, который постоянно использует в качестве особо напряженного звучания паузы композитор Валентин Сильвестров. «Пауза — белый звук понимается не как отсутствие музыки, а наоборот, как заостренное ее звучание, как резонанс».  Еще Василий Кандинский сформулировал психофизическое воздействие белого цвета: «Белый, который довольно часто определяют как «не-цвет», является словно символом мира, где исчезли все материальные свойства и субстанции... Этот мир так возвысился над нами, ни один звук оттуда к нам не доносится. Великое Молчание исходит оттуда. Поэтому белое влияет на нашу психику как тишина такого масштаба, который для нас является абсолютным... Белое звучит как молчание, которое можно вдруг осознать».

Еще в период экспериментов с керамикой Анна тщательно изучала историческое прошлое Сумщины, ее археологическое наследие. Первые полихромные композиции в стилизованных модерных формах возрождали древние архетипы. В 1989—1999 гг. ее видим как соорганизатора (наряду с В.Шкарупой) и участника творческой группы АРТ’c. Свои знания в области истории материальной культуры края Гидора воплотила как организатор и заведующая отделом декоративно-прикладного и изобразительного искусства в Художественном музее г. Сумы (в 1993 г.). А с 2003-го  полученные знания Анна Гидора начала передавать молодежи как преподаватель Сумского училища искусств и культуры им. Д.Бортнянского». В 1993—1996 годах она была среди кураторов международного проекта «Раку-керамика», а с 1997 г. автор идеи и куратор международного симпозиума «Land-art. Могрица». Неспешно шла Анна к станковой живописи, вкладывая в создание полотен весь массив приобретенных знаний, любовь к праистории, к культурным матрицам земли и свойственную ей созерцательность, ощущение мгновения как образа вечности. Она давно научилась жить и любить с ощущением хрупкости и обреченности завершить все, что является самым дорогим.

Художник в полотнах, в камне, на бумаге оставляет знаки собственного присутствия, определяет место личного «я здесь есть». На рубеже XX—XXI веков «местом присутствия « для Гидоры стала ее живопись. Она пишет то, что видит и любит с детства, — реки, дороги, холмы села Могрица. Это широкие ландшафты, портреты вечной земли — это живопись крупных форм. В панорамных панно, построенных преимущественно на горизонтальных ритмах, есть внутреннее соответствие сущностям именно родного ландшафта с его историей и археологией. Гидора выработала собственную пластичную систему (кое-где перекликаясь с пластикой полотен коллеги — «поэта украинской земли « Анатолия Криволапа. Но есть отличие — атмосфера ее полотен всегда заряжена аурой драматичного ожидания, тревоги. Недаром Гидора рисует грань между днем и ночью, сумерки, вечер. По форме ее композиции являются сопоставлением линейно-силуэтных планов, своего рода цветных кулис в «театре ландшафта «. Густая краска, в которую внесен, для усиления фактуры, измельченный сухой пигмент, подчеркивает ритмико-цветовое силовое поле полотен — своеобразных притч о земле. Композиции не в меньшей степени воплощают психологический автопортрет Гидоры, сложный комплекс ее ощущений вечного, преходящего, мгновенного, устойчивого и переменчивого.

Ее медитативные этюды напоминают лаконичные философские миниатюры о свете и воздухе, дожде, ветре, восходе и сумерках, о тайном, только ей открытом знании мира художником.

Фотоиллюстрации предоставлены галереей «Триптих АРТ»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать