Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны. Невозможно достичь какой-то из них, пренебрегая другими.
Андрей Сахаров, физик, правозащитник, диссидент, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии мира

«Гагарин, я вас любила...» — в «Мистецькому Арсеналі»

11 апреля, 2011 - 20:23
ВАЛЕНТИНА РУДЕНКО

Документальную картину режиссера, экс-заместителя главы Секретариата Президента (2005—2010) Валентины Руденко «Гагарин, я вас любила...» покажут в рамках Недели современного искусства «Космическая Одиссея-2011» в «Мистецькому Арсеналі». Показ состоится 12 апреля в 17.30.

Напомним, фильм «Гагарин, я вас любила» Валентина Руденко сняла еще 20 лет назад, в 1991-м, на немецком телевидении ЦДФ. В 2004 году в интервью «Дню» (№64 от 9 апреля) госпожа Руденко рассказала историю появления этого фильма: «...я часто приезжала в Звездный городок. Я увидела из окна картину: буквально у дома стоит памятник Юрию Гагарину, и в этом же доме живет его вдова... Я представила, как женщина ежедневно, много лет подряд, глядя из своего окна, видит этот памятник, его плечи, спину, руки. И остается в этой квартире одна, уже навсегда. Потому что Валентина Ивановна Гагарина — абсолютно точный исторический персонаж, часть мифа, и не имеет права на свою жизнь, а только на то, на что ее обрекли судьба и время. И она несет это бремя. Я увидела вдруг человеческую составляющую огромного мифа. И мне захотелось об этом сделать фильм...»

Фильм получил гран-при кретейского кинофестиваля в Париже за лучший документальный фильм.

Мы спросили госпожу Руденко, как сегодня изменилось восприятие ленты, которая, в сущности, была создана в другую эпоху, а также о том, как трансформировался в сознании общества советский «космический» миф, на создание которого когда-то работали миллионы людей.

— Это действительно был один из больших позитивных мифов или, как теперь говорят, позитивных историй, которые есть у каждого государства. Конечно, Советскому Союзу также важно было создавать такие страницы. Ведь представьте себе: железный занавес, никого никуда не выпускают, мы не знаем, как выглядит мир за нашим забором, как он изменяется. И вдруг — такое яркое событие. Человек оторвался от земного тяготения и 108 минут был в космосе. Это действительно был успех миллионов людей, ведь не только в России, но и в Украине, в Казахстане, в Прибалтике производили что-то для этого первого полета. И представляли его именно как «нашу большую общую победу». Для СССР важно было создать большой миф о советской общности людей. И здесь первый полет в космос очень хорошо сработал. Хотя эту историю есть смысл разделить на две: одна была связана с технической и политической победой, а вторая — с одним простым человеком, фамилия которого — Гагарин. В своем фильме я пытаюсь говорить о советской истории, рассказывая об одном человеке — Юрии Алексеевиче Гагарине, а в первую очередь — о его жене. Она в фильме почти ничего не говорит. Она живет уединенно, и ежедневно из окна своей квартиры видит памятник мужу, который стоит на ее дворе. Мужа уже нет, но есть большой миф.

— Как этот миф работает сегодня?

— Если говорить о сегодняшнем дне, то в фильме есть текст о том, что в космос Гагарина отправила страна, которой уже нет. То, что возвращает нас к этой истории 50-летней давности сегодня, — это в первую очередь личность. Именно личность остается знаменателем сегодня. А когда-то знаменателем была большая политическая история.

— Насколько миф как государственно созидательный элемент актуален в современном мире — глобальном, технологическом, с Викиликс? Есть ли потребность Украине создавать собственные новые мифы?

— Думаю, что да. Советская космическая Одиссея бесспорно была большой позитивной историей. Если бы в 60-е годы был Викиликс, мы бы просто узнали много подробностей о том, почему выбрали Юрия Алексеевича, а не Германа Титова, Павла Поповича или Андриана Николаева. Любая страна создает грандиозные фильмы, блокбастеры, сериалы о собственных позитивных историях. Думаю, они будут всегда иметь свое место. А Викиликс — это технология времени. Придут другие времена — будут другие технологии. Во времена Гагарина технологией времени была кинохроника.

— А вокруг чего бы Украина могла построить свой позитивный миф, как думаете?

— В нашем случае стоит принимать во внимание то, что мы сами очень мало знаем о своей стране. Поэтому мифы нужно выстраивать вокруг нашей истории и героев, вокруг всего, чем Украина может быть интересна человечеству сегодня. Но в первую очередь мы должны быть интересными сами себе. Ведь у нас до сих пор немало внутренних противоречий. Найти свою идентичность без знания истории невозможно. Равно как и без осознания современных позитивов, которые у нас бесспорно есть. Но ныне модно говорить о подробностях, не о том, что сделал Иван Иванович, какой фильм снял или какая у него была сегодня речь в парламенте. Всех интересует, какой марки у него галстук или в каких носках он ходит, а больше всего на каком он ездит автомобиле. Это называется пена времени. Когда она спадет, то Украина будет иметь свои большие позитивные истории.

Современное мифотворчество — это часть государственной политики. Я считаю, что соответствующая стратегия должна быть закреплена на уровне государственной программы. На нее должны быть выделены государственные средства. Нужно обеспечить высококачественное образование и художникам, и режиссерам, и педагогам, словом, всем гуманитариям, ведь именно они в первую очередь создают позитивные истории.

Мария ТОМАК, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments