Перейти к основному содержанию

«Голые стены» украинского туризма

Что нам мешает использовать свой уникальный потенциал
12 июня, 19:29

Каждый регион Украины заслуживает внимания, но для того, чтобы этот потенциал реализовался, нужен толчок, дать который обязано государство. Примером в туристическом смысле для нас может стать Турция. Благодаря привлекательному инвестиционному климату, который смогло создать государство еще несколько десятилетий назад, эта страна сейчас находится на 9 месте в мировом туристическом потоке и на 8 — среди наиболее прибыльных. Хотя Украина и занимается внедрением определенных программ развития туризма, но то ли мало времени прошло, то ли программы не слишком действенные, а украинским туристам остается два пути. Либо отдыхать за границей — в Турции, Египте, Тунисе, где, по свидетельствам очевидцев, отдых значительно привлекательней с точки зрения показателя «цена — качество». Для тех же, кто не может жить без Крымских гор, придется платить немалые деньги за голые стены и, сцепив зубы, прощать родным местам никудышний сервис.

Возможно, именно турецкий опыт мог бы оказаться полезным для Украины? С 1980 года тамошняя экономика начала переход на этап свободных рыночных отношений. На фоне экономической эволюции государство начинает заботиться о туризме. Разрабатываются программы, направленные на планирование и стимулирование инвестиций в туризм. Таким образом, 80-е годы стали периодом оживления рекреационной отрасли. Если в мире количество туристов в общем, по сравнению с 1980 годом, возросло в три раза, то в Турции — в 16,5 раза и достигло 19,8 млн. ежегодно. Такие данные приводит Всемирная туристическая организация за февраль 2007 года. В последние годы Турция стала очень привлекательной в плане туризма и для украинцев. Так, в прошлом году с этой целью туда въехали 487 915 украинцев (по сравнению с 293 459 в 2004 году). В 2006 году каждый третий киевлянин отдохнул в Турции! В общем же, согласно данным Администрации госпогранслужбы Украины, количество граждан Украины, выехавших за границу в 2005 году, составило 1 611 909 человек. Лидером среди объектов туристических «гастролей» украинцев в позапрошлом году стали Венгрия, Польша, Россия, Турция и Египет. В 2006 г. общее количество туристов уменьшилось и составило 1 453 690, но пятерка лидеров не изменилась.

Когда говорят о проблемах украинской туристической отрасли, вспоминают прежде всего сервис. Естественно, это один из наиболее существенных моментов. Но на самом деле эта проблема в нашем государстве носит комплексный характер. В утвержденной Кабмином Государственной программе развития туризма на 2002—2010 гг. выделено несколько десятков проблем, которые нуждаются в немедленном решении. Среди наиболее существенных — отсутствие целостной системы государственного управления туризмом в регионах, законодательная база, отсутствие инвестиций, несоответствие туристических заведений международным стандартам, отсутствие инновационных подходов, недостаточный уровень развития информационной инфраструктуры и др. Одним из важнейших направлений государственной политики в туристической отрасли признается «повышение эффективности информационно-коммуникационной инфраструктуры, создание позитивного образа Украины как туристического государства и активизация продвижения национального туристического продукта как на внутреннем, так и на международном рынке туристических услуг». Действительно, имидж должен стать одной из самых первых статей инвестиций. На специализированной конференции под названием «Турция: одна страна, два континента, тысяча оттенков», которая на днях проходила в Киеве, атташе по вопросам культуры и информации Посольства Республики Турция в Украине Ахмет Чанга рассказал, что их страна сейчас активно развивает украинское «направление». Была размещена реклама на 162 рекламных щитах, в 20-ти печатных СМИ, организованы пресс-туры, представители Турции также содействовали в создании нового реалити-шоу «Брачные игры» на ІCTV. Не говоря уже о таких пустяках, как разработки легкоузнаваемого логотипа, ряд качественных и ярких промо-роликов, которые позиционируют Турцию не как пляжный курорт, а в первую очередь как страну с древней и насыщенной историей и богатыми ресурсами.. Разработка такого планового масштабного промоушена Украины туристической была бы не лишней.

Интересно, что на вышеупомянутой конференции посол Турции в Украине Эрдоган Ишджан отметил, что Украине следует упростить визовый режим в отношении Турции. У граждан этого восточного государства, по словам господина Посла, случаются проблемы со въездом в Украину. Тогда как граждане нашего государства попадают в Турцию свободно, оплатив уже в местном аэропорту визовый сбор — 20 условных единиц. Неоправданная бдительность пограничников — еще один фактор, который играет против украинского туризма. А специалисты отрасли обозначают проблемы сферы так: «Самая важная проблема, которая стоит перед украинской туристической отраслью, — это инфраструктура и стоимость услуг в гостиничном бизнесе, — акцентирует внимание Татьяна Шестопалова, директор по маркетингу одного туристического агентства. — Она должна соответствовать уровню жизни населения страны. А на данный момент это не так. Нам необходимо привести цены в пределах страны в соответствие цифре минимального прожиточного минимума. Потому что на данный момент реальная стоимость проживания в гостиницах, например, Киева или Крыма, необъективно завышена. Эта стоимость не соответствует качеству предоставления услуг, но приближается к европейскому уровню. Цены на отдых в крымских здравницах должны быть установлены в соответствии с уровнем качества этих услуг. Возможно, даже путем государственного регулирования.

В Крыму цены должны быть ниже, чем, предположим, в Болгарии или Турции, которые по уровню предоставления услуг уже давно впереди. Государство должно проводить сертификацию номерного фонда гостиниц, здравниц на их соответствие определенным ценам с учетом качества услуг. Огромное значение имеет качество подготовки обслуживающего персонала: от гидов до официантов и горничных. Здесь уместны разнообразные аттестационные программы, открытие и развитие специализированных учебных заведений. Также необходима разработанная и утвержденная программа продвижения и рекламы Украины как туристического направления на международной арене. Программа должна разрабатываться на правительственном уровне, в рамках единой политики и контроля эффективности средств. Это априори задача государства. Что касается международного опыта, то успех, например, Турции в том, что там еще в восьмидесятых годах было дифференцировано налогообложение и установлены льготные налоговые ставки для туристической отрасли. Так туристический бум Турции и начался. В нашей стране вопрос налогообложения в сфере туризма очень болезненный. Стоило бы внедрить, например, практику возврата НДС — это хороший инструмент регулирования цен с целью их снижения и привлечения туристов».

Занимаясь разработкой программ по развитию национального туризма, государство, кажется, мало заботится об их внедрении. Тем временем, ежегодно украинцы оставляют за границей миллионы. И часто не из-за стремления к экзотике, а из-за отсутствия достойной украинской альтернативы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать