Гости из прошлого и будущего
В Киеве с успехом прошли гастроли Донецкого академического украинского музыкально-драматического театра им. Артема
Гости из Донбасса познакомили наших театралов со спектаклем «Соло для часов с боем» по пьесе словацкого драматурга Освальда Заградника (постановка Александра Аркадина-Школьника) и музыкальной адаптацией Андрея Бакирова на стихи Натальи Хаткиной, созданной по мотивам мопассановского романа «Милый друг». Если в первой постановке блистали представители старшего поколения труппы, то во втором — громко заявила о себе молодежь.
НОСТАЛЬГИЯ
Грустную историю о стариках поставил харьковский режиссер Александр Аркадин-Школьник. Зрители со стажем наверняка вспомнят легендарную МХАТовскую постановку «Соло для часов с боем». В далекие 60-е театр впервые обратился к этой драматургии О. Заградника. Нынче выросло целое поколение, которое знает о той постановке уже только понаслышке. Украинская версия донетчан сделана с большим тактом по отношению к тексту. Это история о стариках. Каждую пятницу они собираются в доме бывшего лифтера Франтишека Абеля (Игорь Молошников), чтобы хоть на несколько часов вспомнить молодость, рассказать о своих проблемах, мечтах и забыть, что их жизнь осталась в прошлом. У внука Абеля Павела (Михаил Кришталь) и его невесты Даши (Мария Попова) странные посиделки гостей вызывают досаду. Им хочется свить собственное гнездышко и поскорее отправить в богадельню деда, приглашающего в крохотную квартирку «чудиков». От экс-часовщика Райнера (Геннадий Горшков) приходится прятать все часы в доме, а то в возбужденном состоянии их разобьет. А чего стоит его мечта вскарабкаться на башню ратуши, чтобы починить давно остановившиеся куранты? Бывший рассыльный Хмелик (Вячеслав Крутюк) безропотно, годами, носит огромный чемодан эксцентричной пани Конти (Евгения Воробьева). Она постоянно рассказывает о сыне — выдающемся хирурге, но его никто никогда и в глаза не видел. Дотошный инспектор Мич (Александр Акимов) постоянно требует составить протокол. И все старики немного влюблены в госпожу Конти, пытаясь сделать для этой одинокой женщины настоящий праздник...
Почему мы не умеем слушать других? Как легко, одним словом, можно ранить человека. Как важно не переступить нравственные грани. Очень тонко играют роли актеры, раскрывая такие разные характеры своих персонажей. Все в спектакле выстроено на полутонах. Это классическая камерная постановка. Зеркало, стоящее посредине сцены, напоминает нам, зрителям, что стоит внимательнее смотреть — и увидишь то, что есть в действительности.
КАК СДЕЛАТЬ КАРЬЕРУ
Мюзикл «Милый друг» — дебют режиссера Андрея Бакирова в Донецкой муздраме. Андрей окончил Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого (курс Николая Рушковского). По словам его педагога, делал очень приличные актерские работы, но увлечение режиссурой оказалось сильнее. Несколько интересных постановок Бакиров сделал в Чернигове. Перспективного режиссера заметил худрук Марк Бровун и сосватал в Донецкий театр. Постановка «Милого друга» — шумная, необычная для наших подмостков. Это история о вертком бывшем военном Жорже Дюруа (Андрей Романий). Воспользовавшись случаем, протекцией друга Феликса (Владимир Швец), он не просто входит в свет, а благодаря своей смазливой физиономии, переходя из одной дамской постели в другую, делает блестящую карьеру в журналистике. «Милый друг», как его окрестили в свете, начал как репортер, а в финале стал главным редактором газеты «Французская жизнь». Ради достижения финансового благополучия герой не останавливается ни перед чем. «Если продаваться, то дорого и весело», — вот кредо плута и циника Жоржа.
Спектакль оформлен скупо, но пестро (художник Елена Богатырева). На заднике сцены расположился оркестр, по бокам — две ступени, на них периодически выходят вокалисты и актеры. С колосников спускается огромный кошелек из парчи, который трансформируется, превращаясь в алые губы, а затем в софу. Эта единственная декорация, сделанная в духе Сальвадора Дали, на которой, собственно, и разворачивается арена битв и побед «Милого друга». Костюмы героев тоже нарочито аляповатые. Они вне эпохи. Если брошь — то с блюдце, если кринолин — то много «золота» и преобладает красный — в данном случае являющийся цветом пошлости. Благодаря игре света зрители оказываются то на приеме, то в редакции, то в будуаре.
Режиссер очень точно выстроил музыкальные и танцевальные номера. Дирижер Евгений Кулаков сделал оригинальную подборку: зонги и песни главных героев плавно вплетены в драматургию сюжета. А украинская версия шлягера Мерилин Монро «I wanna be loved by you» из фильма «В джазе только девушки» в исполнении Елены Хохлаткиной (мадам Вальтер) — просто супер.
Свадьба, с которой начинается спектакль, дает возможность главному герою оглянуться на свое прошлое. Персонаж Тот, который всегда рядом (Виктор Жданов), словно черт-искуситель, предлагает, смотри: может, ты хочешь что-нибудь изменить? Но Дюруа уже отравлен чувственным разгулом, ради богатства он готов совершить самые низменные поступки. «Жизнь — винегрет», — говорит Жорж, уверенный, что только цель оправдывает средства. В финале с высоты начинают лететь банкноты — все продается и покупается? Се ля ви.
Донетчан можно поздравить с интересной работой. «Милый друг» в Киеве прошел «на ура». Гости показали, что имея не слишком большую сумму на постановку, можно сделать вполне качественный театральный продукт. Их коллектив в поиске. Он не боится экспериментировать. Спектакли проходят с аншлагами. После выступления я побеседовала с директором и художественным руководителем театра, шевченковским лауреатом Марком Бровуном.
— Сегодня в нашем репертуаре 28 названий — мировая и украинская классика, современная драматургия, — рассказал Марк Матвеевич. — Многие театралы меня спрашивали: почему мы не привезли «Энеиду» (спектакль, получивший Шевченковскую премию)? Дело в том, что с момента премьеры ее посмотрели практически все театроведы. На 75-летнем юбилее, который мы отметили в ноябре прошлого года, гостями были директора всех украинских театров, огромная делегация творческой общественности приезжала из Киева. Нас радует, что «Энеиду» высоко оценили. Но жизнь идет. У нас появились другие работы. Хотя в репертуаре имеем спектакли, отмеченные разными театральными наградами. Например, мы могли бы показать «За двумя зайцами», удостоенный гран-при фестиваля «Таврийские игры» (эту постановку критики называют «лучшей сценической версией за историю написания пьесы»). У нас очень интересная получилась постановка «Оргии», созданная по Лесе Украинке или «Случай в доме пана Г.» О. Пчилки. С аншлагами проходят спектакли «Коварство и любовь» Ж.-Б. Мольера, «Учитель танцев» Лопе де Веги и др. Мы же решили показать две совершенно разные работы. «Соло для часов с боем» — замечательная пьеса словацкого драматурга Освальда Заградника. Культовая работа МХАТа. Наш театр, единственный в СНГ, вернулся к этой драме спустя четыре десятилетия. Мы сделали свою версию этой прекрасной пьесы, переведя ее на украинский язык. Александр Аркадин-Школьник — имя известное в театральном мире. Он сотрудничал со многими коллективами. В частности, в «Березилье» театра им. Шевченко и в московском «Сатириконе». Я считаю, что «Соло для часов с боем» — одна из самых удачных постановок режиссера. Пьеса дала возможность реализовать творческий потенциал нашим «старикам» — известным и популярным актерам старшего поколения: Евгении Воробьевой, Игорю Молошникову, Геннадию Горшкову, Вячеславу Крутюку, Александру Акимову. Кстати, у нас есть и второй состав, поверьте, они тоже играют замечательно.
Не хочу показаться нескромным, но после «Белой вороны» в постановке франковцев и одесской «Ромео и Джульетты» — музыкальных спектаклей, подобных «Милому другу», в Украине не было.
Должен отметить, что хотя мы живем в русскоязычном регионе, но в нашем репертуаре преобладают спектакли на украинском языке — 75%. У нас «синтетическая» труппа, в которой 51 драматический актер, 10 балетных пар, 16 вокалистов, 4 режиссера, 3 концертмейстера, 21 музыкант оркестра.
«МЫ БЫЛИ ПУГАЛОМ»
В репертуаре донетчан есть спектакли, поставленные известным киевлянином В. Шулаковым: «Энеида» по мотивам поэмы И. Котляревского и произведений И. Ильфа и Е. Петрова «Бриллиантовый дым». Режиссера буквально «съели» в Киевской оперетте, а он доказал, что если труппа идет за режиссером, то получаются замечательные постановки. Следует отдать должное Марку Бровуну, он умеет привлечь к сотрудничеству самобытных режиссеров: Бугаёва, Дзекуна, Московченко, Лисовца, Бориславского, Моисеева, Аркадина-Школьника, Головатюка, Бакирова, Киракосяна, Пинского и др. Из 16 лет, которые возглавляет коллектив Марк Матвеевич, 10 можно назвать этапными для коллектива.
— А ведь был период, когда нас склоняли чуть ли не на каждой коллегии Министерства культуры. Мы были пугалом: хуже Донецкой муздрамы и наших коллег из Луганска в стране, пожалуй, и не найти, — вспоминает М. Бровун. — Лет 20 назад инициативная группа собралась и решила: надо разработать систему выхода театра из тупика. Начали действовать в несколько этапов. Вначале нам следовало вернуть зрителя. Мы стали приглашать на гастроли лучшие коллективы тогдашнего СССР. Затем привлекать в свои постановки знаменитых актеров. Например, в «Дон Жуане» играл Михаил Казаков, в «Трибунале» — Лев Дуров, в «Превышении власти» — Ирина Муравьева и ныне покойный Леонид Марков. Публика заинтересовалась. Появились очереди в кассы. Далее мы стали приглашать разных режиссеров на постановки. Принцип «заезжих звезд» оказался эффективным. Работа с примами и премьерами дала всходы. С одной стороны, наши актеры получали своеобразные мастер-классы, учились у мастеров: Богдана Ступки, Ларисы Кадыровой. А с другой стороны, в коллектив влились молодые, талантливые, жаждущие творить актеры, режиссеры. Ныне у нас создана Малая сцена, на которой можно экспериментировать. Ставим разносторонний репертуар. Я перечислю только несколько авторов: Мольер, Шиллер, Старицкий, Квитка-Основьяненко, Гоголь, Горин, Стус, Бабель и др. У нас поставлено много классики. Важно, как она прочитана. Если мы говорим об «Энеиде», то это донецкая «Энеида», поставленная по пьесе В. Шулакова по И. Котляревскому. Или взять необычную работу Александра Дзекуна «К нам едет Ревизор», а на фееричного «Милого друга» в городе билетов невозможно достать. Но самое главное: меня очень радует, что в зал приходит много молодежи. Возможно, у нас в репертуаре не много современных пьес. Но это общая театральная проблема всех украинских коллективов. Мало действительно интересных драматургов. Огромной трагедией считаю преждевременную гибель Ярослава Стельмаха — писателя редкого таланта и высокообразованного человека. Кстати, одна из его первых пьес «Игра на клавесине» была поставлена на наших подмостках. Мы столько совместных планов вынашивали… В память о Ярославе Михайловиче я прошу нашего молодого режиссера Андрея Бакирова поставить стельмаховскую пьесу «Любовь в стиле барокко». Мы можем похвастаться, что показатель заполняемости зала составляет 79,1% — самый высокий среди музыкально-драматических театров Украины. В наших стенах появилась идея проведения фестивалей «Театральный Донбасс» и «Золотой ключик», позволяющих познакомить публику с самыми разными театральными коллективами.
«СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ»
— На недавнем выездном заседании комитета ВР и областной комиссии по культуре был поднят вопрос положения украинских театров в юго-восточном регионе (в семи областях), — продолжает М. Бровун. — Основная масса народа у нас говорит на русском языке. На нем же работают и местные средства массовой информации. Но, несмотря на это, украинский стал постепенно внедряться в наш регион. Прогресс есть, появилось понимание, что нужно знать государственный язык. Но на уровне генетического кода основная масса людей продолжает мыслить по- русски. Для того, чтобы существовал украинский театр, он должен быть классным коллективом. А хороший театр не может влачить жалкое существование. Нам нужна поддержка. Тогда мы сможем конкурировать с гастролерами. Хороший театр — это хорошая труппа, они должны получать приличную зарплату. Иначе уйдут, например, в варьете, будут выступать на разных «халтурах», чтобы заработать деньги, но при этом в театре относится к своей работе формально. Раньше подход был усредненный: «всем сестрам по серьгам». Мы поступаем иначе. Актерам платим стопроцентную надбавку. Этого нет ни в Николаеве, ни в Херсоне, ни в Одессе, ни в Запорожье. У нас практически нет очереди на жилье. А это огромный стимул — иметь квартиру.
Второй нашей проблемой является невозможность самостоятельно финансировать свои постановки. Театры получают дотации к зарплате — и все. Но ведь нужно еще платить за коммунальные услуги, содержать помещение, реквизит и т. д. Какой репертуар они могут предложить зрителям? Мы за месяц зарабатываем 100 тысяч гривен, а многие коллеги за год — 160. Проблем много. Даже при выезде на гастроли с нас снимают 20% НДС, минус 20% — авторских прав, 30% отдаем за аренду, за транспорт тоже заплатить надо, и реклама нужна, идут расходы на гостиницу. Вот и получается, что даже с аншлагового спектакля на 100% доходов приходится 93% расхода. А сколько привезет из выезда среднестатистический театр? Мы — 2,5 тысячи, а коллеги — 600 гривен. Что делать? Увеличить количество спектаклей? Но чем больше постановок — тем меньше репетиций, а это ведет к снижению качества спектакля. Получается замкнутый круг. Его надо разорвать. На мой взгляд, выход — в государственной поддержке. Это зарплата, средства на оплату энергоносителей, а все остальное театр должен заработать сам. А на местном уровне, как у нас, поддержать украинский коллектив — госзаказ. Украинский театр на Востоке и на Западе находится в разном окружении. Среда у нас разная. Иначе мы будем «своими среди чужих и чужими среди своих».
Вся наша классика рассчитана на постановки музыкально- драматических театров. Возьмите любое произведение корифеев: «Наталку Полтавку», «Сватанье на Гончаривке», «Цыганку Азу». Только у белорусов и татар есть такие репертуарные богатства. Все! В СНГ больше нет подобного. Муздрамтеатр присущ нашему менталитету. Но директор украинского театра беззащитен перед чиновниками от культуры. Сверху спускают нам штатное расписание. Денег нет — сокращайте штаты. Надо узаконить структуру театров разных категорий: первой, второй, высшей, академической, национальной. Губернатор посмотрит и скажет, какой коллектив ему по карману содержать. Если у нас существует государственная политика, то надо поддерживать не искусство вообще, а национальные коллективы.
Выпуск газеты №:
№99, (2003)Section
Тайм-аут