Игра с формой
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960916/4166-8-3.jpg)
Свой новый выставочный сезон арт-центр «Я галерея» открыл выставкой известного украинского скульптора Александра Сухолита. Представленный проект носит название «Глина» — археология современной скульптуры». Работы художника с первого взгляда удивляют непривычной манерой, напоминающей экспонаты археологических раскопок. Стилизация в рамках исторического контекста. Материал — необожженная глина. Каждая работа подчеркивает особенное духовное измерение. Это как поиск себя в древних корнях.
— Александр, скажите, пожалуйста, с чего начался этот проект под названием «Археология скульптуры»?
— Этот процесс начался давно и очень незаметно. Когда ломалась скульптура, собирались и накапливались ее обломки. В результате получилась такая домашняя археологическая коллекция. И я подумал, что когда-нибудь придет время, и я сделаю бронзовые отпечатки этих скульптур. Кое-что я действительно перевел в бронзу, но дело в том, что бронза смотрится несколько иначе, чем глина, а готовые работы имеют совершенно другой вид. Вот тогда и возникла идея показать зрителю благородство глины.
— Вы выставляете свои работы на улицу под воздействие атмосферных явлений. Вам их не жалко? И вообще, для чего вы это делаете?
— Я не Роден, у которого был брат, собиравший и формовавший все его работы. Это было бы здорово, если бы за мной ходил человек и все, к чему бы я ни прикоснулся, тут же собирал и переводил в материал. Сам же сформовать все свои произведения я не мог, потому что их были сотни. Когда же они накапливались в мастерской в большом количестве и начинали мешать, то те, которые я считал неудавшимися, я стал выставлять на улицу. Я не уничтожал их специально, наоборот — закрывал пленкой, пытался сберечь, но многие из них все равно погибли. Конечно же, мне их жаль, но как видите, они дали жизнь другим проектным идеям.
— В конце 80-х вы были организатором группы «Азбука». С какой целью она была создана?
— Я имею, наверное, врожденную склонность к мистификации. И в тот период своей жизни, будучи еще не полностью осведомлен о религии и ее основных принципах, интуитивно искал через мистику божество, которое есть в искусстве. В каждом произведении есть какая-то сила жизни, которая на меня действует. Постепенно я начал все это осознавать и дошел до того, что разложил формальную практику, что называется, до костей. Получилась иерархия пространства и закрепленная за ней иерархия духовная. Мы делали какие-то скульптурки, но самым ценным было то, что чисто интеллектуально и чувственно, в смысле духовном, мы поняли мироустройство пластического искусства, ту его концептуальную часть, которую придумал сам Бог. После этого мне стало очень легко читать скульптуру и ее символику.
— На какого зрителя рассчитаны ваши работы, и какие чувства вы стремитесь пробудить?
— Я не стремлюсь пробуждать что-то в ком-то. В большей степени я хочу пробудить это в себе. Если бы я делал то, что делаю для кого-то, то был бы крайне несправедлив. Просто люди приходят на выставку и видят что-то всеобщее, то, что принадлежит мировой культуре. Зрителя я не выбираю, он выбирается сам.
СПРАВКА «Дня»
Александр Сухолит — родился в 1960 году на Черниговщине. Член Национального союза художников Украины. Закончил Ужгородское училище декоративно-прикладного искусства в 1979 г. и Киевский государственный художественный институт (сейчас — Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) — в 1986 г., отделение скульптуры. Ученик Макара Вронского. Является участником более 14 персональных и групповых выставок в Украине и 12 за рубежом. Его произведения известны в Югославии, Венгрии, Бельгии, Японии Великобритании, Франции и Дании. В настоящее время живет и работает в Киеве.
Выпуск газеты №:
№166, (1996)Section
Тайм-аут