Им это – не все равно
Во Львове открыли выставку, героями которой являются молодые вышивальщикиВышивальщики во Львове, Барселоне, Милане и не только. У Мемориала Небесной сотни, на балконе многоэтажки, возле монастыря отцов Орионистив и при создании «Города вышивальщиков». Также — под водой и в космосе...
Все эти сюжеты есть в экспозиции, ее представили в галерее «Зелена канапа». И на всех 20 полотнах — подростки, люди будущего, которые не просто вышивают, а охотно демонстрируют собственноручно вышитые рушники — как символ непрерывности традиций. И гордятся умением вышивать! Есть в показе, кстати, и искусственный интеллект, который тоже вышивает!
Автор выставки — Олеся Казнох (Домарадзкая), а такое сочетание живописи с элементами вышивки — ее личный и неповторимый стиль.
Творческой специальности мастерица училась в Художественном колледже им. Ивана Труша и Львовской академии искусств. Выставляться начала еще со студенческой скамьи — в 1996 году. Принимала участие в коллективных выставках, также имела несколько персональных. Работы Олеси Казнох можно было видеть в Киеве, Одессе, Тернополе, Луцке, Мукачево и, конечно же, во Львове.
Известна не только как художница, но и как галеристка — основатель арт-пространства «Зелена канапа».
О нынешней своей персональной выставке, «Вышивальщики», говорит: «Все мои композиции по сути — фотоколлажи, которые можно было выполнить и на компьютере. Однако я сознательно использую традиционную технику — масляной живописи, таким образом отдавая дань традиционному искусству и предсказывая: оно тоже будет жить в будущем и останется актуальным».
О вышиванке как символе непрерывности традиций — далее в разговоре с Олесей Казнох.
— Когда у вас возникло желание сочетать живопись с фрагментами вышивки?
— После реализации своей первой выставки в 2014 году. Я тогда вышивку рисовала. А после этого мне очень захотелось настоящей вышивки на холсте. Сначала даже была идея вышивать на полотне для рисования, для картины, но впоследствии я от нее отказалась, потому что это было довольно сложно и не очень убедительно. Кроме того, подруги, которые прибегают к переделыванию старой вышивки, начали приносить мне разные фрагменты вышивки, и я поняла, что это — идеальный шанс делать коллажные сочетания.
Мои бабушки вышивали. Я люблю вышивку. Кроме того, учась в Колледже Труша, занималась вышивкой (на факультете художественной вышивки). Также, по моему мнению, вышивка очень хорошо ложится на плоскость. Я интересовалась и другими народными ремеслами, но не знаю, что так хорошо можно положить на полотно, как вышивку. Разве какие-то ткацкие мотивы... (В конце концов, они у меня тоже есть).
— На ваших картинах — урбанистические пейзажи. И подростки. Почему так?
— Во-первых, я имею двоих детей, и мне нравится с ними общаться. И с их друзьями. Люблю это поколение. Мне нравится, как они мыслят. Нравится и то, какие они прогрессивные. Кроме того, мне кажется, что дети — репрезенты того, что будет в будущем. Они первыми на себя перехватывают новые веяния и внедряют. И потом это новое становится традиционным. И еще интересно мне было то, что именно молодежь принимается за сохранение традиций. Что им это — не все равно. Поэтому я так и рисовала. А если бы рисовала людей старшего поколения, то всем бы все было предсказуемо.
— Вышивка для меня лично — это все же больше традиция села, а не города. А у вас — урбанистика. Так нет ли в том парадокса?
— Я, собственно, этого и хотела. Хотела удивить. Мы должны увидеть то, чего не ожидаем. Поэтому и город. Город будущего. А в будущем все больше людей будет жить в городах. Ибо мир в целом урбанизируется. И еще должна напомнить о следующем. Во времена, когда жила Леся Украинка, у Киева была громада из 13 семей. И они были единственными, кто говорил на украинском. У них был клуб по интересам, где они собирались и обсуждали, что бы такого сделать, чтобы сохранить украинский язык, скоро на нем уже никто не будет говорить. А сейчас на украинском многие общаются. Украинский возрождается! Это многим интересно! И с другими примерами можно это связать. И моя выставка — символ таких ситуаций.
— Часто можно услышать, что вышивка — код украинской нации...
— Народное искусство, насколько я его ощущаю, а я этим имела пересечение через своих бабушек, — это искреннее желание украсить свой быт, то, что вокруг тебя. И никогда я от них не слышала, что они что-то там кодируют. И они не придерживались конкретных образцов. Это было проявление их творчества. Они видели в этом красоту и искренне хотели украсить быт доступными методами. Кстати, я довольно много имею среди знакомых вышивальщиц. И никогда не слышала, чтобы кто-то пытался повторить это точечка в точечку. Иначе вышивка не развивалась бы. Возможно, это мой субъективный взгляд...
— Пусть не код. Но каждый регион Украины имеет свои традиции в вышивке. А вы на чем сосредоточены?
— У меня в показе и африканская вышивка есть. Есть и вьетнамская. Конечно, большинство — украинской. Но в этой выставке у меня нет распределения по регионам. Делала такое в первой своей выставке. А вообще мне нравится исследовательская работа.
***
Осмотреть такую, символичную и оптимистичную картинку будущего, кроме того — лично пообщаться и, возможно, подискутировать с автором, успеют все желающие — выставка Олеси Казнох «Вышивальщики» в «Зеленой канапе», что по ул. Армянской, 7, продлится до 13 декабря.
Выпуск газеты №:
№229, (2020)Section
Тайм-аут