Испытаны... Сорочинцами

Думали ли иваничевские женщины, собираясь на знаменитую ярмарку, что выступать им придется под открытым небом на обжигающем солнце, спать на поле в местной школе, питаться преимущественно предусмотрительно взятым из дома салом, а усталость и пот смывать в речке Псел?..
Однако и в таких экстрим-условиях участники любительского фольклорного ансамбля «Горлиця» из маленького волынского местечка неподалеку от Западного Буга заняли первое место, получили зрительские симпатии и новые приглашения на выступления. И уже мечтают... опять побывать в Великих Сорочинцах.
Пережитое за несколько дней еще слышится в охрипших голосах участниц «Горлиці» и воспоминаниях, которым нет конца. Эмоции до сих пор переполняют душу, ведь, как говорит руководитель ансамбля Галина Дорощук, «до последнего дня мы не верили, что таки едем в Сорочинцы». В каких только фестивалях и конкурсах не участвовали певицы! Преимущественно во всех, происходящих в Луцке, ездили в белорусский город Береза, бывали в Польше. Но Сорочинская ярмарка особая, потому что собираются на ней фольклорные ансамбли не только со всей Украины, а также из других стран.
Поэтому одной из неожиданностей для иваничевцев стало то, что они единственные в творческой программе ярмарки представляли западный регион Украины. Не потому, наверное, что нет здесь подобных или лучших, чем они, талантов, а сугубо из-за финансовых проблем. Кстати, «Горлиця» ездила на ярмарку... в кредит.
— Когда нам весной предложили эту поездку, сразу стал вопрос: а за какие средства ехать? В районной госадминистрации поддержали, однако деньги могли выделить только в конце лета. Нужно было искать спонсоров...
— рассуждает Галина Васильевна Дорощук.
Организаторы ярмарки, которая носит статус национальной, сказали, что оплатят проживание и питание участницам. Но уже перед самой поездкой возразили: поездка и питание за собственный счет.
Повезти «Горлицю» — и подождать обещанных властью денег — согласился однокурсник руководителя «Горлиці», предприниматель из Луцка Александр Ляшук. Дорога из Иваничей в Сорочинцы неблизкая: 800 километров. Приехали на рассвете. Знали, что поселят их в школе, потому начали стучать в двери... Их впустили, показали класс, в котором не было даже кроватей, а только матрасы на полу. Водителю, которого не внесли загодя в список, такой матрас (и то без постели) с трудом выпросили... Потом им отказали, когда за свои деньги просили продать в столовой школы (здесь кормили только милиционеров, следивших за порядком на ярмарке) несколько тарелок супа: мучались без горячей пищи, а торчать в очередях около «точек» на ярмарке не имели ни времени, ни средств.
— Но мы непритязательны. Мы и так были рады, что есть где склонить голову. Многие участники ярмарки от таких бытовых условий очень возмущались, обижались, писали жалобы, потому что внимания к артистам со стороны организаторов не было никакого. А мы, когда уезжали, всех благодарили, хотя нам тоже было тяжело, — говорит Галина Дорощук.
Знаменитая Сорочинская ярмарка занимала территорию в полтора десятка гектаров, и она не могла обеспечить всех участников достойными условиями быта. Потому что Сорочинцы — обычное полтавское село, население которого на время ярмарки с четырех тысяч возрастает в несколько сот раз. Нынешняя ярмарка была рекордной по количеству как участников, так и туристов. И зарабатывали здесь на всем. Дяди за большие деньги пускали микроавтобус с артистами на свои огороды (потому что стоянок не хватало). В жару (температура доходила чуть ли не до 50 градусов) цены на воду и квас были заоблачными.
— Мы стали в очередь за квасом, а она же длиннющая! Тут Лиля Васага меня тянет: вон волов повели, давай с ними сфотографируемся! Добежали, догнали. А мужчина, который ими управлял, говорит: не против, мол, фотографирования, но должен их увести подальше от толпы. Так мы же очередь за квасом пропустим, а уже все в горле пересохло...
— А когда одна местная женщина принесла нам целое ведро воды?! — слово «целое» Неля Кандыба произносит так, что в нем словно звучит еще сорочинская жажда. — Мы только что выступили, отошли. Она — к нам. О, эта так красиво пела! И эта! И эта! И эта! И несет тут же ведро воды. Так мы ее черпали декоративными мисками, каких на ярмарке накупили.
На этом фестивале фольклора артистки из народа впервые столкнулись с тем, что нет главного — элементарного порядка в организации выступлений.
— Утром, только приехали, директор нашего районного дома «Просвіта» побежала искать организаторов. Звонит по телефону: выступаете в 11часов. Мы из школы бегом, по дороге слушая команды по мобильнику, потому что четкого плана, где выступаем, не было. Оказывается, выступаем в 13 часов на сцене около так называемой усадьбы Хиври. Где это?!
— Представляешь, в жару артисты в национальных костюмах: жилетках и теплых юбках, еще и на голове тюрбан, в сапогах по полчаса бегают, ищут место, где должны выступать, — делилась со мной впечатлениями редактор иваницкой районной газеты Валентина Петрощук, которая вместе с участницами «Горлиці» перенесла ради журналистского репортажа из знаменитых Сорочинцев все «соблазны» неустроенного быта. — А мылись мы, думаешь, где? Подсказали местные жители, где речка, потому что в Сорочинцах водопровода нет.
— Посмотрели открытие, зрители разбегаются, потому что навеса нигде нет, а жжет. Головные боли такие начинаются!.. А нам же хочется увидеть, как другие выступают. Мы так аплодировали, что нас даже в новостях по «Интеру» показывали! — хвастаются женщины. — Правда костюмов таких, как у нас, мало видели. У нас же — только оригинальные, настоящие. Мамины, бабушкины, прабабушкины. Им по сто лет и больше! А у других преимущественно одинаковые фабричные...
То, что артистки из Волыни самобытные, заметило не только жюри (ведь, кроме трех гран-при было только несколько первых мест, а выступало 80 коллективов). Иваничевские женщины были в Сорочинцах нарасхват!
— За полы хватали зрители, чтобы с нами сфотографироваться, — смеется Галина Дорощук. — Мы сами хотим иметь снимки на память, потому что вокруг так интересно! Лиля тянет в хатку с оригинальным плетнем, а около нас уже толпа... Говорю: быстро фотографируемся, потому что жара! А когда сами хотели сфотографироваться у одного из объектов ярмарки, то вышел сердитый дядя, и сказал, что нельзя (за то, что фотографируешься у плетня с подсолнухами — плати несколько гривен).
— А если бы мы брали деньги за фотосессию с нами, по-видимому, и дорогу бы вернули. Потому что столько же гостинцев накупили! Правда, все недешевое. Но ожерелье глиняное все женщины из ансамбля купили, ведь красивое и для выступлений нужное. Сорочки вышитые на ярмарке такие дорогие! От тысячи и больше. Работа чистая, нечего говорить. Но, одна из женщин, по-видимому, представительница какой-то вышивальной фирмы, взяла рукав на моей сорочке, растянула и подробно, очень близко сфотографировала, — говорит Неля Кандыба.
На ярмарке «Горлиця» выступала три раза. В конкурсной программе, на главной сцене и на сцене возле усадьбы Хиври. В их репертуаре — более 30 самобытных аутентичных песен (а не те «Два дубки», за которые получили гран-при). А еще обряды «Свадьба», «Выпекание хлеба», «Обжинки» и другие.
— Когда я пригласила девушек из ансамбля к себе на свадьбу, то они за несколько часов ни слова не проговорили — все пели. Все свадебное действо происходило через песню. Вечером, когда провела, уже со столов собирали, а песни девушек еще слышались с дороги. Утром соседка зовет. Что, спрашиваю, будете ссориться, потому что спать вам не давали? А она: «Неля, скажи своим девушкам спасибо, так пели, что весь поселок не спал. Люди свет в хатах выключили, выходили на улицу и слушали. А я так плакала, потому что это песни моей юности! И главное, что знают не один куплет, а все до конца!»
В конкурсной программе на ярмарке иваничевцы исполняли самобытную песню, записанную в селе Низкиничи. Участницы ансамбля, которые собрались в доме «Просвіта», ее затягивают для меня:
— «Голосочок як дзвіночок, розмовонька ризва, не лай мене, моя мамцю, що гуляю допізна... У козака стільки суму, як на Чорнім морі шуму, а в дівчини стільки ласки, як на Чорнім морі ряски...»
— Люди, слушая ее, наплачутся! Потому что от нее душа раскрывается, — говорит Неля Кандыба.
Ныне в Иваничах только и разговоров о том, «как наши в Сорочинцах выступили». Руководитель «Горлиці» говорит, что участницам ансамбля «нужно памятник ставить». Не только за пропаганду и сохранение самобытной украинской песни, но и за мужество, выдержку, верность. Ведь многим нужно было отпрашиваться с работы, решать проблему с заменой, потому что только кое-кто из «горличок» работает в районном доме «Просвіта». Другие — в детсаду, в коммунхозе, на рынке... Самой старшей — Евдокие Антоновне Николайчук — в следующем году исполнится 70. Какой красивый и пышный хлеб испекла она для ярмарки!
— А мы пели и вечером, после концертов. Сели у школы, тихо завели... Смотрим, школа просыпается, выходят люди. Руководительница одного из детских танцевальных ансамблей с востока Украины всех своих детей разбудила, привела, чтобы, говорит, послушали настоящую украинскую песню. Мы домой ехали — и пели, хотя уже и стали хрипеть, — смеются иваничевские женщины.
Сейчас у них самая большая мечта — опять участвовать в Сорочинской ярмарке, которая ежегодно на несколько августовских дней становится фольклорной столицей всей Украины. Впрочем, гостей здесь немало, даже из Африки. Ясно, что хотелось бы больше на ярмарке цивилизации. Ведь она представляет государство.
Выпуск газеты №:
№152, (2008)Section
Тайм-аут