Как нам жить «Между адом и раем»?
О новом романе Галины ТарасюкВ современном книжном море не так много произведений, которые написаны без эпатажа, а особенно если это касается украинского бытия. По-видимому, еще меньше таких, в которых автор не надевает тогу прокурора, а серьезно задумывается над причинами тех или иных явлений, объективно анализируя их. На фоне предыдущих книг Галины Тарасюк, которые вобрали в себя боль и отчаяние, и крик от происходящего вокруг, ее последний во времени роман «Между адом и раем» выглядит сдержанным, лаконичным и благожелательным. Только много в нем печали и сожаления. Того сожаления, которое есть у каждого при воспоминании о потерянных молодых годах, о невоплощенных мечтах и желаниях.
Центральные персонажи романа — украинский святой Антоний Печерский и украинский кинорежиссер Мирон Волынец. И хотя первый действовал на рубеже Х—ХI веков, а второй — на рубеже ХХ—ХХI, сожаление у них общее — неосуществимыми оказались их мечты о государстве. Мирон Волынец, который часто приходит на Печерские холмы Киева (в уже далекие 60-е здесь был расположен кинофакультет, на котором он учился), чтобы по крайней мере прикоснуться к тем тропинкам, которыми ходил cвятой Антоний, мечтает снять фильм о нем, после большого разочарования, когда, постучав во все возможные и невозможные двери патриотов и просто чиновников, написав сотни писем во все возможные и невозможные учреждения и организации и в диаспору, сделав десятки визитов в министерства и общественные организации, и все с одной целью — чтобы помогли в финансировании фильма о настоящем прошлом Украины, так же углубляется в пещеру, только его пещера — новейшего времени, она находится на 13 этаже панельки. К сожалению, здесь почти невозможно уединиться. И Мирон не умеет молиться. Но его молитвой становится сценарий фильма об Антонии Печерском, «этого богатыря поступка и звания. Этого великана духа, этого Прометея, который принес русичам, то есть нам, украинцам, «из греков» огонь самоосмысления и самоуважения, просто забытого в небесной пещере истории…» И фильм этот будет называться «Между адом и раем».
Путь, который прошел во времена новейшей украинской истории Мирон Волынец, знаком каждому порядочному человеку, который умеет, может, а главное — хочет работать во имя Украины. И приходит к тому же выводу, как и Мирон: «Может, там, на небесах, никому этой Украины не нужно, и давно махнули рукой на ее народ, погрязший во мраке раздора, бессилия и равнодушия? И не кого послать, чтобы осветил в этом мраке дорогу к Богу лойевой свечой самопожертвования, покаянной слезой… Нет второго Будимира-Антония… Да и когда-то будет?..»
И на Печерских холмах в Киеве, и в древнем Чернигове сохранились церкви, выкопанные еще Антонием Печерским. В частности, когда Антоний, изгнанный князем Изяславом из Киева, прибыл в Чернигов, он поселился на горе Болдине и жил здесь до 1069 года. Рассказывая о жизни и подвиге cвятого Антония Печерского, Галина Тарасюк, по существу, открывает эту фигуру украинской истории читателю. Святой Антоний — высокообразованный, одержимый величественной славой своей страны, неутомимый ратай пещер небесных, правдолюбец, не раз гонимый князьями за правду. Именно его присутствие на страницах романа делает интонацию произведения сдержанной и просветленной.
Как указывает прозаик Анатолий Димаров, это произведение Галины Тарасюк «взывает к нашей совести, нашим сердцам. Очередной рассказ Мастера, который ткет ткань Жизни. Давайте читать, давайте болеть — и становимся хоть немного людьми».
Выпуск газеты №:
№34, (2006)Section
Тайм-аут