Перейти к основному содержанию

Как вытынанка перевоплотилась в книжную иллюстрацию

В Доме художника до конца марта экспонируются 160 работ (живопись, графика, вытынанка) Василия Корчинского
24 марта, 17:45
ЖИВОПИСЬ «БЛАГОДАТЬ»

За В. Корчинским, хорошо известным в столичных художественных кругах живописцем и графиком, лауреатом двух художественных премий им. Георгия Якутовича, в последнее десятилетие закрепилась слава непревзойденного мастера художественной вытынанки. Он освоил этот несколько экзотический вид искусства, присущий сельскому быту, дав ему второе дыхание, сделав из обычной вытынанки полноценную книжную иллюстрацию, на что практически никто в Украине раньше не решался!

Это только на первый взгляд кажется, что из обычной цветной бумаги, сложив ее в несколько слоев, можно очень легко вырезать ножницами вытынанку на любой вкус, украсив ею помещение накануне любимого праздника. По большей части любители ажурного вырезания именно так и делают, не имея никакого представления о давних традициях народного ремесла. Совсем другая картина возникает перед нами, когда за дело берется настоящий профессионал, нацеленный на поиск художественного образа.

— Я вырос на Подолье, с детства мама и бабушка приобщали меня к оформлению нашего сельского подворья, раскрывая при этом секреты изготовления вытынанок, — вспоминает Василий КОРЧИНСКИЙ. — Вырезанные вытынанки прикреплялись к балке матицы,  рукомойнику,  окнам и к печи... С течением времени технику вырезания максимально усовершенствовал, привнеся совсем другую методику изготовления. Недостаток качественной цветной бумаги вынуждает меня сегодня самостоятельно ее изготовлять, используя до трехсот оттенков красок!

По-видимому, Василий Корчинский один из первых художников в Украине, который, работая в жанре книжной графики, трансформировал вытынанку в иллюстрации к литературным произведениям, народным песням, религиозным праздникам и тому подобное. Еще во время учебы в Львовском полиграфическом институте им. И. Федорова на киевском вечернем факультете книжной графики, свою дипломную работу он посвятил творчеству Михаила Коцюбинского. Иллюстрации к повести «Тіні забутих предків», созданные в конце 1980-х, еще и до сих пор сохраняются в музее выдающегося классика украинской литературы в Чернигове.

— Фактически через тридцать лет я опять решил вернуться к «Тіням забутих предків», потому что у меня появилось ощущение какой-то незавершенности, переоценки сделанного, — говорит художник. — Поэтому 2010-й стал годом появления новой серии из 12 иллюстраций, в которых вытынанка стала основным графическим элементом. Кстати, в вытынанке очень сложно отразить сюжетную линию, как, например, в иллюстрации, созданной тушью и пером. Поэтому в таких работах, как «Дитинство», «Вітали трембіти», «Свята вечеря», «До храму», «Весільне деревце» из серии «Тіні забутих предків» фабула выстраивается через определенные символы и знаки, присутствующие в произведении Михаила Коцюбинского.

ВЫТЫНАНКА «НЕ Я Б’Ю, А ВЕРБА Б’Є»

Осматривая произведения Василия Корчинского, сразу бросается в глаза его попытки через живопись, графику, вытынанки возродить древние мифы и легенды дохристианской эпохи. Здесь и образы древнеукраинской богини неба, матери Солнца и жены Даждьбога («Коляда»); бога скота, табунщиков и музыки («Овечий цар»); Лесного Пана, защитника пастухов и лесорубов на карпатских полонинах («Чугайстер»). Другая серия «Сельская жизнь», которая состоит из тридцати работ, навеяна воспоминаниями о детстве и юности автора. Красноречивые названия произведений дают четкое представление о том, что в них изображено: «Мої дитячи забави», «Прогулянка з котом», «На ярмарку», «Пастух», «Біля млина». Более глубоким философским содержанием обозначен эротический триптих: «Родень», «Родиня» и «Родання», в котором художник попробовал приблизиться к раскрытию тайны зарождения всего живого на земле.

— Считаю, что мне повезло, когда мои работы несколько лет назад экспонировались на выставке «Украина от Триполья до сегодняшнего дня в образах современных художников», организованной известным в Украине художником-монументалистом Александром Мельником, — подытоживает В. Корчинский. — Среди нескольких живописных картин, которые тогда демонстрировались в столичном Доме художника, одна, на мой взгляд, заслуживает внимания. Это живописное полотно-триптих «Скіфський степ», где есть попытка углубиться в седую древность, фрагменты которой и до сих пор хранит наша генетическая память.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать