Кардиограмма души
После автокатастрофы живопись стала для Юрия Пацана средством реабилитации и оказалась призванием![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19961209/4224-8-2.jpg)
11 декабря мастер откроет персональную выставку «Кардиограмма души» в Российском центре науки и культуры. В этот день автор отмечает свой день рождения и 10-летие творчества. Его творческая биография началась после ужасной трагедии — автокатастрофы. Лежа и опираясь на локти, он начал рисовать. Со временем определился стиль, техника и тематика картин. Сегодня Юрий Пацан — известный художник, за его плечами уже более десяти персональных выставок в Украине и за рубежом. Он лауреат премии им. Островского и награжден Орденом княгини Ольги. Активный и творческий человек и мастер не смирился с жизнью прикованного к кровати...
ВЕЗДЕ ПЕРВЫЙ
О своих первых рисунках Юрий Иванович вспоминает с улыбкой. В детстве он разрисовывал сельские ворота дома родителей в селе Пархомовка, из которого он родом. А еще любил рисовать карикатуры на школьных нарушителей дисциплины для «Комсомольского прожектора», где был членом редколлегии. «Часто и сам был среди нарушителей, но на себя карикатуры писать рука не поднималась», — смеется художник.
Юрию присуще особое чувство юмора и оптимизма. Несмотря на инвалидную коляску, он очень подвижный мужчина. В его домашнем кабинете рядом с кистями, мольбертом и натянутым полотном — брусья, на которых неисправимый оптимист «становится» на ноги.
— Для моего диагноза — разрыва хрящей позвоночника и спинного мозга на 11 миллиметров — уже большое достижение, что я сижу на коляске. Занимаясь на брусьях, надеюсь, что стану на ноги, даже веду дневник с пометками о новых ощущениях, — признается Юрий.
Свои картины он пишет вдохновенно, ежедневно вставая с восходом солнца. Шутит, что не может обходиться без живописи, как привыкший к никотину организм не может без сигареты. А все от его лидерского характера. Электрик по образованию, Юрий Иванович работал в Институте радиологии, а когда понадобились люди делать замеры в зоне ЧАЭС, Юрий был первым, кто туда поехал (сегодня у него вторая категория ликвидатора Чернобыльской АЭС). Позже перешел работать токарем на машиностроительный завод НИФ «ФЕРМАШ», заочно получил специальность организатора производства, техника-технолога и налаживал производство завода.
— Поэтому мне сегодня так просто изобретать удобные для написания приспособления, потому что на заводе всегда умел сделать что-то, что ускоряло процесс производства. Например, самые удобные мастихины для живописи делаю сам из пластика, а лучшие кисточки получаются из хвоста нашего котика Осика или из конской гривы, — рассказывает Юрий.
ВЫХАЖИВАЛИ ХУДОЖНИКА ТОЛОКОЙ
— У нас очень дружная семья, — признается жена Юрия Татьяна Степановна. — А еще много друзей благодаря тому, что Юра очень открытый человек. К нам люди идут, мы никому не отказывали в помощи, и нам не отказали, когда пришла беда.
Случилось несчастье в 1999 г., и все село Чабаны (Киевская обл.) облетела весть, что Юрию Пацану нужна помощь. К их дому стали сходиться люди — кто с хорошим советом, кто с помощью.
— Помню, что тогда меня очень поразили слова директора школы Ирины Лищук. Она мне сказала, что я должен быть благодарен судьбе и за такое состояние, в котором могу хоть советом помочь дочкам и жене, а могло бы быть и так, что они бы только цветы мне приносили, — рассказывает Юрий.
Буквально посадил «лежачего» больного товарищ-хирург, завотделом скорой помощи Сергей Лобанов. Он приходил каждый день в течение трех месяцев и всеми возможными методами, включая тибетскую медицину, психологическую помощь поднял Юрия с кровати.
— Было сложно и физически, и морально, но я не имел права сдаваться, потому что у меня были две малолетние дочки: одна в 4-ом, другая в 6-ом классах, и я не мог свалиться на плечи жены.
Татьяне действительно было трудно, потому что на зарплату учителя начальных классов большую семью не прокормить. Тем более что с мужем они жили всегда душа в душу, и Таня любой ценой готова была бороться за здоровье мужа.
— Мы одноклассники, встречались с девятого класса. Таня ждала меня из армии, а письмами, которые мы посылали друг другу, до сих пор зачитываются теща и дочки, — смеется Юрий.
Делать перевязки нужно было несколько раз в день и к тому же ходить на работу, воспитывать детей.
— Благо медсестра Таисия Наконечная, жившая в соседнем подъезде, мне на первых порах очень помогла: и капельницы поставить, и перевязки сделать, — вспоминает с благодарностью Татьяна Степановна.
Решение, чем заняться в таком состоянии, чтобы обеспечить семью, пришло само собой. Юрий пытался что-то делать, отвлечь свое внимание от боли физической и душевной. Сначала он изготовлял из пластиковых бутылок икебаны. Но это увлечение из-за запаха расплавленного пластика было вредно для его поврежденных во время аварии легких. Именно хирург Сергей Николаевич и посоветовал ему рисовать.
— Начал я переписывать старую икону трех святых Иоанна, Герасима и Пичирима. Дед Степан принес мне дощечки из липы, и я приступил к работе. Рисовал старательно. Такая работа меня отвлекала, вдохновляла. Не придерживаясь точной технологии иконописи, я покрыл икону лаком. Как же мы смеялись с женой, когда антиквар, заинтересовавшись иконой, со всей серьезностью долго рассматривал ее и выдал свое резюме: «Художник хорошо реставрировал икону, но зачем он покрыл ее лаком?»
Позже начинающий художник перешел на полотно. Сначала нарисовал родственникам коней, и эту работу можно считать первой из серьезных работ, хотя у Юрия так и не хватило духу подарить произведение. А затем были ромашки, которые знакомая подарила своей приятельнице, и так Юрий Пацан стал известным в селе художником.
СОВРЕМЕННЫЙ ПИМОНЕНКО
Картины Юрия Ивановича — экскурс в XVIII—XIX столетия украинской жизни и традиции нашей живописи. Старенькие белобокие под соломенной крышей хаты, волы, запряженные в воз, девушки в вышиванках — все это возвращает зрителя к нашим лучшим традициям, таким, какие мы встречаем на полотнах классической украинской школы Пимоненко, Орловского, Василькивского. Та же упоенная красотой природа в насыщенной, сочной зелени, те же бескрайние нивы и колосистые поля.
Для самого художника было открытием, когда он, работая в своем стиле, открыл для себя Пимоненко. Современный художник увидел, насколько поиск собственного стиля напоминает манеру письма признанного мэтра. Вся живопись Юрия Пацана пластична и объемна, для него характерны плавные линии, спокойные округлые ритмы.
— В декабре этого года у меня было еще две выставки в галерее авторских работ «Гама» и в селе Новоселки. Насколько же приятно, когда видишь, что людям нужно искусство, что они тянутся к нему, особенно в селах. Вспоминаю, как раньше Дома культуры жили самобытной жизнью. В нашем селе, например, было три струнных ансамбля, я сам играл соло на духовом инструменте — баритоне, пробовал играть и на гитаре. А сегодня что же в селах — только темень вокруг. У меня есть огромное желание создать в Чабанах выставочный зал, не только со своими картинами, но и для местных художников. Сегодня людям так не хватает искусства, — уверен художник.
Выпуск газеты №:
№224, (1996)Section
Тайм-аут