Карикатура vs цензура
В Херсонской библиотеке выставку работ международного конкурса запретили по причине их «нетолерантности»Несколько лет подряд херсонский художник, организатор Международного фестиваля искусств «Гоголь-фэнтези», Валерий Кругов инициирует проведение конкурсов карикатур и шаржей. Во время революционных событий на Майдане он сплотил коллег вокруг одной идеи — языком красок и кисти показать борьбу украинцев против узурпации власти экс-президентом Януковичем и цивилизационное движение в сторону Европы. Тогда на конкурс под названием «Украинский выбор. Украина — Европейский Союз» отозвались авторы из свыше тридцати стран мира. Сто лучших работ вошли в итоговый каталог и прошли отдельными экспозициями в Ровно, Полтаве и в болгарском городе Габрово.
Следующий конкурс карикатур — «Дьявольская бензоколонка» — стал отзывом на аннексию Крыма Россией и вооруженное вторжение на Донбасс. К важной теме приобщились художники из 26 стран. Среди участников и членов жюри были и россияне, которые согласились на участие, невзирая на давление на деятелей культуры (в России конкурс назвали «фашистским»).
На прошлой неделе выставка лучших работ обоих конкурсов должна была открыться в Херсонской областной универсальной научной библиотеке им. О. Гончара. Впрочем, за несколько дней до экспозиции, когда уже были напечатаны афиши и приглашены гости, вывешивать карикатуры запретили. Руководитель Информационного центра библиотеки Николай Кошелюк объяснил это решение тем, что выставка «нетолерантная».
РАБОТА ВИКТОРА ГОЛУБА, УКРАИНА
В этой истории удивляет позиция библиотеки. В то время, когда Россия ведет подлую войну против Украины, образовательно-культурное заведение запрещает сатирическую выставку, направленную против агрессора. И это притом, что со своим предложением автор приходит в библиотеку еще с мая. Что это? Отсутствие патриотизма или чувства юмора? А может опасение, чтобы в случае смены власти не пришлось больно расплачиваться за чрезмерную любовь к Украине? К сожалению, подобные разочарования в некоторых представителях местной интеллигенции стали частым явлением.
Однако организатор выставки Валерий Кругов не склонен унывать по этому поводу. Главное, что карикатура как жанр продолжает развиваться, а большинство коллег, которые приняли участие в конкурсах, дали правильную оценку последним событиям в Украине, отмечает художник.
РАБОТА НИКОЛАЯ КАПУСТЫ, УКРАИНА
«У меня были случаи, когда представленную карикатуру редакция газеты оплачивала, но рисунки не публиковала. По-видимому, боялись оскорбить какое-то начальство, которое потом может разгневаться на издание. Такой менталитет. Хотя карикатура предусматривает умение увидеть какие-то недостатки и посмеяться над ними. Это — нормально, — комментирует «Дню» Валерий Кругов. — Последние два проекта были наибольшими за последнее время. Когда началась наша революция, я решил, что все ее этапы мы будем сопровождать конкурсами. Мы получили целостную картинку восприятия протестов в Украине, ведь местные авторы видели ее изнутри, а иностранцы — извне. Было приятно осознавать, что большинство художников поняли, кто за что боролся. Противостоять сумасшедшей российской пропаганде деньгами мы не можем. Но можем талантом, правдой, интересными и острыми работами... 15 августа начался конкурс «Дьявольская бензоколонка». Рад, что жюри, в которое входили представители восьми стран, признали лучшей работу нашего художника из Полтавы Андрея Левченко. Относительно ситуации с выставкой в Херсоне, то я не обижаюсь, но жаль, что люди не увидят у нас эти работы. В мае мне сказали, что «ситуация нестабильная», давайте подождем с выставками и так далее. Через полгода мы, наконец, договорились, но опять отказ. Я в который раз убеждаюсь, что гоголевские персонажи живут среди нас».
P.S. В комментарии «Дню» о запрещении выставки карикатур глава управления культуры Херсонской ОГА Виктор Гаврилюк пообещал, что экспозиция в Херсоне таки состоится. Когда и где — эти вопросы согласуют с организатором.
Выпуск газеты №:
№217, (2014)Section
Тайм-аут