Картина-икона
Во Львове демонстрируют программное произведение Михаила Бойчука
Картина «Под яблоней» — одна из немногих чудом сохранившихся станковых работ нашего гениального Михаила Бойчука, которая 45 лет назад вместе с частной коллекцией художницы и общественной деятельницы Ярославы Музыки вошла в музейное собрание и теперь находится в постоянной экспозиции Музея европейского искусства ХІХ — ХХІ века (ул. Стефаника, 3), и это — отдел Львовской национальной галереи искусств им. Бориса Возницкого. Об этом «Дню» рассказала научный работник отдела Ирина СУРМАЙ.
«Произведение знаменито, прежде всего, авторством — написано основателем национальной школы монументального искусства и творцом такого целостного культурного феномена первых десятилетий ХХ века, как «бойчукизм», — говорит Ирина Сурмай. — Во-вторых, местом и периодом создания, когда Михаил Бойчук работал во Львове между 1910—1914 годами. Вероятнее всего, датируется 1912—1913-м. Ведь именно тогда четко очерчивается индивидуальная творческая миссия художника по созданию национального монументального стиля путем синтеза византийско-руських иконописных традиций с декоративизмом и символизмом народного примитива. В этом смысле картина «Под яблоней» является программным произведением Михаила Бойчука, когда аллегорически-символический сюжетный образ «Плодородного дерева» инспирирует вполне конкретные идейно-творческие и художественно-эстетические задачи».
Научный работник отмечает, что картину Михаила Бойчука «Под яблоней» часто называют иконой, поскольку нарисована она темперой по золоту на доске в иконописном стиле: «По сюжету, композиционному строению и художественно-техническим приемам произведение абсолютно отвечает концептуальному содержанию творчества Михаила Бойчука, который в понятие монументального стиля вкладывает не столько широкоформатное, масштабное по размерам, сколько возвышенное и величественное относительно образности, значимости темы, философско-концептуальной наполненности этико-эстетической концепции. Сюжетный образ полотна глубоко символический — навеян образом «Плодородного дерева», «Садом» Григория Сковороды, а потомускрывает глубинный подтекст, который требует прочтения в разных планах, охватывает целый узел художественно-эстетической и моральной проблематики. Картина «Под деревом» — это образ-символ, аллегория конкретной идеи, а главное — программный концепт».
ФОТО РОМАНА БАЛУКА
Уникальное значение картины «Под яблоней» определяется также тем, что почти все творческое наследие Михаила Бойчука, как и большинства его учеников, было уничтожено до самих основ сталинским режимом после ареста и расстрела Бойчука в 1937 году (сохранились лишь отдельные живописные произведения, больше рисунки, эскизы, а еще — репродукции и фотографии). Репрессивные органы поступали безжалостно в отношении творчества бойчукистов, понимая их национальное значение именно для Украины, для утверждения самобытного украинского искусства — достойного наивысшего места в мировой культуре. Ведь современные исследователи вписывают имя Михаила Бойчука в один ряд с такими проводниками мирового авангардного искусства ХХ века, как Пабло Пикассо, Анри Матисс, Поль Гоген, Казимир Малевич, Александр Архипенко. «Как и каждый из них, Михаил Бойчук положил начало уникальному методу пластического мышления путем обращения к традиционным национальным художественным формам в сочетании с оригинальной экспериментально-авангардистской манерой», — говорит Ирина Сурмай.
В первые картина «Под яблоней» экспонировалась на выставке «Бойчук и бойчукисты» в 1990 году во Львове и Киеве. Этот уникальный экспонат попал в музей в 1973 году вместе с частной коллекцией Ярославы Музыки, которая во львовский период жизни художника творчески сотрудничала с ним и с кругом его последователей. «Ярослава Музыка жила в доме на ул. Чарнецкого, где находилась мастерская Бойчука (ныне — ул. Винниченко, 26 ), и смогла сохранить значительное количество архивных материалов и некоторые произведения, которые остались после переезда художника в Киев», — рассказывает Ирина Сурмай. И добавляет, что Бойчук осознавал, что его труд по созданию нового национального искусства — это длительный процесс, что его труд должны развивать новые поколения: «Иногда он «тяжело вздыхал», побаиваясь, что не увидит результатов коллективного труда своей школы, словно предчувствуя свою раннюю смерть и фатальную трагедию творческого наследия бойчукистов».
Выпуск газеты №:
№164, (2018)Section
Тайм-аут