Харьковские дни в Киеве
Выставка графика Виктора Игуменцева в Национальном художественном музее Украины
Флер харьковской городской культуры, влияние конструктивизма, скрупулезное внимание к композиции — именно этот набор имеют в виду искусствоведы, когда говорят о традициях харьковской графической школы. Они, как и сама школа, уходят корнями в XIX век. Об этом «Дню» рассказал завотделом графики Национального художественного музея Украины Даниил Никитин, который стал куратором графически-живописно-скульптурной выставки Виктора Игуменцева, заслуженного художника Украины, представителя харьковского художественного центра.
В списке имен харьковской художественной школы Виктор Игуменцев стал своеобразным педагогическим звеном, которое соединило украинскую графику начала прошлого века (в частности, творчество его учителя Моисея Фрадкина) с украинской графикой начала ХХІ века и нашим современником Павлом Маковым, учителем для которого и был, соответственно, Виктор Игуменцев.
Этот художник является одним из немногих (а точнее — единиц) мастеров, которые, не позволяя новейшим изобразительным средствам поглотить себя полностью, по крайней мере частично остаются верными гравюре. Техника гравюры, которая буквально дышит древностью и не слишком популярна среди современных художников. Прежде всего — из-за ее технологической сложности, которая вовсе не вяжется с доведенным зачастую до автоматизма contemporary. Гравюра требует усилий, скрупулезности, времени. Кроме того, еще и «твердой» руки. Настолько «твердой», что параллельно с созданием гравюр художник может позволить себе упражняться в пластическом искусстве. Поэтому Виктор Игуменцев лишь гравюрой свой художественный мир не ограничивает. Среди работ, представленных в рамках его персональной выставки в Национальном художественном музее Украины, есть также живопись и скульптура (с 1970-х годов до «нулевых») из собраний харьковских коллекционеров и меценатов — супругов Гриневых.
Впрочем, как отмечает куратор выставки Даниил Никитин, прежде всего Виктор Игуменцев известен как «последний из могикан» гравер. В конечном итоге, и сам художник, кажется, тяготеет к самовыражению именно в этой сложной и ретроградной технике, основывающейся на извечной дихотомии черное-белое. «Черное таит в себе столько возможностей! Оно мудро и таинственно. Белое легкомысленно и тревожно. Черное сдерживает порывы белого, белое трепыхается в своем беспокойстве. Черное — фундамент плоскости, белое — заряд движения. Штриховая гравюра несет в себе повествовательность. Черно-белая — взрыв эмоций». Это абзац из книги-альбома Виктора Игуменцева, которая была представлена на выставке в НХМУ. Кроме работ художника, здесь вмещены также автобиографичные тексты его же авторства — небольшие новеллы о детстве, годах учебы и, конечно же, творческая «исповедь».
— В его творчестве отображен украинский дух, корень слободчанина, — считает завотделом Харьковского художественного музея Ольга ДЕНИСЕНКО. — В своей книге он описывает сложные военные и послевоенные годы, будни шахтерского поселка. И не случайно женщины занимают такое значительное место в его творчестве. Он вырос среди женщин, среди вдов, тех, чьи мужья были репрессированы или не вернулись с войны. С этим и связано пристрастие художника к женскому началу.
Среди выставленных в Киеве работ — целая серия иллюстраций под общим названием «Украинская эротичная поэзия». Это графическое воплощение стихотворений Владимира Сосюры, Максима Рыльского, Валерьяна Полищука, Степана Руданского, Михайля Семенко.
Впрочем, в литературной сфере Виктора Игуменцева интересует не только Эрос, но и мистика (в иллюстрации к «Вию» Гоголя), тут же — его собственное продолжение Шевченкианы (в иллюстрациях к «Гайдамакам»). Не случайно составитель и дизайнер книги-альбома Виктора Игуменцева, профессор Харьковской государственной академии дизайна и искусств Владимир Лесняк говорит о художнике не только как о «художнике огромного божьего дарования», но и «внутренней народной культуры». Это ощущается в ряде живописных полотен — как «Музыканты», «Толока» или «Сидит дед Свирид». Эти работы апеллируют к народной культуре, которая одинаково идентифицируется как «своя» и на Слобожанщине, и на Черкасщине, и на Львовщине. Таким образом, находясь вдалеке от «радиационного» поля политики, Виктор Игуменцев демонстрирует настоящие грани единого украинского мировоззренческого и культурного пространства — через изобразительное цитирование литераторов, через присущую именно этой части света образность, колористику и дух. И Семенко, и Руданский, и Рыльский, и Гоголь, и Игуменцев — это одно культурное пространство.
Однако иногда художественный язык Игуменцева, оставляя рамки национального искусства (но продолжая удерживать там свои корни), начинает диалог с искусством мировым — в частности, Пикассо и немецкими экспрессионистами.
И все эти невидимые веревочки, цитирования и ссылки и являются способом подсоединиться, цитируя нашего классика Лину Костенко, к «высоковольтной линии духа». Никаких препятствий, дабы присоединиться к ней, нет и перед вами!
СПРАВКА «Дня»
Виктор ИГУМЕНЦЕВ родился в селе Червоный Яр на Луганщине в 1939 году. Закончил Луганское художественное училище имени К.А. Савицкого, Харьковский художественно-промышленный институт, где, собственно, его и учил выдающийся представитель харьковской графической школы Моисей Фрадкин. В настоящее время он является профессором кафедры изобразительного и декоративного искусства архитектурного факультета Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры.
Выставка живописи, графики и скульптуры Виктора Игуменцева будет демонстрироваться в Национальном художественном музее Украины до 18 апреля.
Выпуск газеты №:
№56, (1996)Section
Тайм-аут