Хороший сигнал
Художник из Франкфурта подарил Львовской галерее искусств свое произведение и книги. И не только
Это исключительное событие совпало с кураторской экскурсией искусствоведа, старшего научного сотрудника ЛНГИ им. Бориса Возницкого Богдана Мисюги по выставке Ярослава Качмара «Полет в замкнутом пространстве», которую показывали во Дворце Лозинского (см. публикации в «Дне» «Полная terra incognita» от 24 июля 2021 г. и «Интеллектуальное опережение действительности» от 27 июля 2021 г.).
А теперь, собственно, о госте ЛНГИ и его презентах.
Первооткрыватель «конкретного искусства» Райнхард Рой, находясь во Львове, где завершал путешествие по Украине, пришел в Галерею искусств, чтобы посмотреть экспозицию Ярослава Качмара, с которым пересекался на одном из проектов в Европе, а также – посетить Музей модернизма, о котором узнал из художественных сайтов. Об этом «Дню» рассказал Богдан Мисюга. И прибавил, что Райнхард Рой – известная в художественных кругах личность, немецкий живописец и скульптор, работы которого можно отнести к «конкретному искусству». Много лет был главным специалистом в отрасли искусства, дизайна и архитектуры банковской группы KfW, преподавал предмет «Цвет и дизайн» в Университете прикладных наук в Висбадене. Член международных жюри в отрасли искусства. Среди его достижений – творческие работы, проекты промышленного дизайна и теоретические труды. Произведения Райнхарда Роя хранятся в международных публичных и частных коллекциях мира.
«Рой - небезызвестный художник, - отмечает Богдан Мисюга. - Имеет собственную студию. Его творчеством интересуется критика. И мне очень приятно, когда он, войдя в Музей модернизма, увидев минималистические работы 90-х годов, узнав руку украинских художников, с которыми он участвовал в общих проектах, сказал: «Я не думал, что минималистическая культура в Украине так развита!». Да и вообще: наш Музей модернизма его очень удивил, потому что он был в Полтаве, Днепре, Киеве и нигде такого не видел: «Такого музея нигде в Украине нет! У меня такое впечатление, что я попал в другой мир». А сын его имеет очень большую галерею в Испании и очень хорошо разбирается в украинском авангарде. У него в частной коллекции есть работы сценографа Дягилева. Знает творчество Архипенко. Хотел бы приехать в Украину, чтобы увидеть оригиналы произведений Малевича. Все же мир коммуницирует с Украиной. И я думаю, что наш Музей модернизма – это очень важная рука дружбы на Запад. Это новый маркер украинской визуальной культуры».
Райнхард Рой также подарил Львовской галерее искусств две монографии и два каталога, а еще – работу «Ровная последовательность» своего друга Клауса Шоэна, который, по словам Богдана Мисюги, является одним из самых известных представителей абстрактного искусства Германии. «Его работы подобны произведениям американских художников Hard Edge, таких как Кеннет Голанд, Фрэнк Стелла и Элсворт Келли, - рассказывает Богдан Мисюга. - Экспериментальный подход Шоэна к основным элементам его живописи формирует последовательное продолжение. Много лет Клаус Шоэн изучал возможности и проблемы геометрической абстракции. Однако его произведения выходят за рамки рационально закрепленной или математически вычисленной систематики конкретно-конструктивного искусства. Кроме всех формально-эстетических элементов, его произведения имеют еще и чувственное измерение. Это происходит в стремлении к гармонии. Для этого он разделяет полотно на полосы или поверхности разной ширины, упорядочивает их в промежутки и ритмы, которые то горизонтальные, то вертикальные, то пересекающиеся диагональные. Каждый цвет стоит наравне с другим. В некоторых сериях произведений он также расширяет творческие возможности обычно прямоугольного носителя изображения неправильными форматами. Во взаимодействии линии, цвета и поверхности художник неоднократно проверяет визуальные возможности».
В конце Богдан Мисюга еще раз отмечает, что работникам Львовской национальной галереи искусств очень приятно, что художник из Германии нашел маркер европейской культуры именно в ЛНГИ. «И то, что художники с Запада с нами коммуницируют – это хороший сигнал для тех, кто занимается развитием культурной стратегии города, – считает Богдан Мисюга. – Очень важно, что Запад хочет с нами разговаривать, идет к нам с активным диалогом, хочет делать свои выставочные площадки во Львове. И мы должны быть к этому готовы».
Относительно подаренных работ Роя и Шоэна, то сейчас они на стадии оформления дарственных. Относительно экспонирования. Через два года в Музее модернизма появятся переменные экспозиции, и, вполне вероятно, в них будет представлен западноевропейский модернизм, в том числе и эти два произведения, которые получила в подарок галерея. «У нас достаточно в коллекциях произведений западноевропейского искусства ХХІ века (даже не ХХ), которые можем показывать», – добавляет Богдан Мисюга.