Храмы безверия
Ставшей восьмой по счету выставкой графических работ Олега Соколова (1919 — 1990), МСМ «Совиарт» завершил проект «Одесская аномалия». Соколов попал в компанию «аномальных», то есть выпадающих из общей структуры художников, по словам его жены и личного искусствоведа, благодаря противостоянию «соцреалистической доктрине и системе советского официоза».
Будучи приверженным своему интуитивному методу «психологического автоматизма», Соколов не очень заботился о коммерческой и искусствоведческой ценности своих работ, в которых обнаруживаешь не столько художника, сколько рифмующего белый лист линиями и красками поэта (он и свой творческий метод выражал в стихах :«художник движется как крот: Не знать ему, а только догадаться»). По свидетельству очевидцев, он даже не всегда сам осмыслял свои работы и мог менять их названия.
Будучи всецело подверженным влиянию эпохи, в которую жил, художник в своем творчестве отражал ее, эпохи, изнанку. В его работах сквозит настроение диссидента, скептически относящегося к уму, чести и совести эпохи, то есть направляющей страну в пропасть партии, и поклоняющегося своим собственным и своих друзей интеллектуалов уму и чести. Общаясь с учеными и философами, собиравшихся в маленькой квартире художника, Соколов пытался примирить в себе и своих работах «физиков» и «лириков», которые в 50-е — 60-е годы вели дискуссии о том, кто укажет человечеству путь ко спасению: обслуживающая его телесные потребности современная наука, или призванная врачевать душу поэзия и философия. Эти социальные конфликты и настроения своего времени он и выразил в своих работах: «Черт — учитель», в фигуре которого при желании можно рассмотреть и своих учителей, «Атомный гриб», «Мост над сознанием», «Структура современной сюиты», «В помощь изучающим психиатрию», «Храмы будущего». В последней художник очень скупо, но точно отразил безверие своей эпохи — вместо величественных, красивых помещений, в которые должен прийти Бог, он изобразил черные остовы сгоревших или разрушенных зданий. До того времени, когда храмы начнут возрождать из пепла, он, к сожалению, не дожил.
Выпуск газеты №:
№169, (2004)Section
Тайм-аут