Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Клаудия Кардинале: «Я всю жизнь — в пути»

09 августа, 19:54
ФОТО С САЙТА PINADICOLA.COM

Главной изюминкой «итальянского компонента» вологодского фестиваля «VOICES» (см. «День» от 22-23 июля) стала великолепная актриса, любимица многих поколений зрителей, — Клаудия Кардинале. Очень общительная и органичная, веселая и открытая, она стала предметом восхищения не только гостей и участников фестиваля, но и всех, без исключения, вологодчан. Из фотографий, где она запечатлена с теми, кто желал с ней сфотографироваться, а Клаудиа была неутомима, не отказала ни одному зрителю, можно было бы составить весьма увесистый альбом.

Рожденная в Тунисе, покорившая Италию, ныне живущая во Франции, Клаудиа Кардинале полна энергии и творческих сил. Ее фильмография обширна. Достаточно вспомнить лишь двух киномэтров, — Лукино Висконти и Федерико Феллини, с их ставшими классикой, «Рокко и его братья» и «8 Ѕ», — чтобы портрет красавицы «КК», как ее называл весь мир, встал перед каждым во весь рост.

«День» — единственное издание, которому знаменитая красавица и актриса согласилась дать эксклюзивное интервью.

— Дорогая Клаудиа, зрители в Украине и в России вас любят, помнят и знают все ваши великолепные роли. Хочу начать разговор с фестиваля «VOICES», где собрались люди, которые, возможно, станут гордостью будущего великого европейского кино. Сегодня они молодые, начинающие, и мне кажется, что ваш приезд, звезды мирового масштаба, на этот фестиваль — знаковый. Что вам интересно здесь, что видели, с кем общались?

— Мне кажется, великолепно, что есть такой фестиваль, который помогает молодым режиссерам показать себя, но здесь еще и показывает кино известных старых мастеров. Это и дает возможность им соединиться, встретиться на одной площадке. Уникальное и очень важное событие. Все фильмы, в которых я снимаюсь в последнее время, фильмы дебютные, потому что, мне кажется, важно помогать молодежи в ее киностановлении, и фильмы — в Нью-Йорке, Тунисе, следующий проект будет на юге Италии, все они — дебютные фильмы начинающих режиссеров, таким образом я им помогаю.

— Вам в жизни повезло, вы работали с потрясающими режиссерами и вписали свое имя в золотую книгу мирового кинематографа. Как вы считаете, кто из тех великих, с которыми вы работали, наибольшим образом повлиял на вас как на человеческую личность?

— Мне очень повезло, я начала работать в золотые годы итальянского кино — в 1958 году пришла в кино, в тот момент Италия была «впереди планеты всей» в кинематографе, и там были Феллини, Висконти, великие режиссеры. Я не забываю вестерны, которые тоже делали итальянцы, Серджио Леоне снимал, и очень удачно снимал, так называемые вестерн-спагетти. Я никогда не любила напрашиваться, мне кажется, очень важно, что выбирают именно тебя. Всегда сначала обращала внимание на сценарий, как он написан, а потом — личный контакт с режиссером, который для меня важен. На съемочной площадке без этого невозможно, будь это работа с маэстро или дебютантом.

— Вы сказали, что с удовольствием работаете с дебютантами. Но вам ли не знать, что беда сегодняшнего кинематографа в неумении рассказывать историю, в отсутствии литературной, сценарной базы. Кто вам интересен из тех, с кем вы работаете сегодня?

— Вот поэтому я и выбираю фильм, в котором буду работать, — по сценарию. Как он написан, с точки зрения литературы, хорошей литературы. Тем не менее, сегодня есть много талантливых сценаристов и режиссеров. Я активно снималась в фильмах, основанных на произведениях великих авторов итальянской литературы. Таким образом, приобщилась к способу написания сценария и к словесности.

— Вашими партнерами всегда тоже были лучшие актеры мирового кино, не только итальянского. Работа с кем из них вам наиболее запомнилась, была интересна и легка — в общении, на площадке? Было ли для вас в последние годы какое-то открытие, касающееся молодых партнеров?

— Я играла с Марчелло Мастроянни, Аленом Делоном, Жаном-Полем Бельмондо, Роком Хадсоном, Бертом Ланкастером, Генри Фонда, Тони Кертисом, но самое важное, чтобы этот человек был хорошим актером. Потому что, если партнер тебе ничего не дает, то ты ничего не получаешь и не выстраивается контакт, который и дает искру, летящую с экрана к зрителю, эмоции обязательно должны переходить от актера к актрисе. Дело в том, что раньше кинематограф был мечтой, он заставлял тебя мечтать, не было спецэффектов, все было естественно. А сегодня столько технических ухищрений, что уже игра актеров не так важна. Я люблю фильмы, которые заставляют тебя и задуматься, и помечтать, потому что все-таки, когда заходишь в кинотеатр, в темноте зажигается этот магический экран, и ты погружаешься в свет, который идет оттуда. В этом красота. Не люблю, когда в кино сидят люди и едят, пьют, шумят, говорят по телефону, нарушают общую атмосферу, уничтожают магию кино.

— Сегодня огромная составляющая вашей жизни — общественная деятельность. Пожалуйста, расскажите немножко об этом. Чем, собственно, вы занимаетесь и насколько это сложно? У нас благотворительная деятельность в зачаточном состоянии, может быть, мы узнаем что-то полезное для себя?

— Я давно начала этим заниматься, много лет являюсь послом от ЮНЕСКО, область моих интересов и полномочий — женщины, их положение в обществе, защита прав, а также моя тема — защита природы, 13—14 лет назад я стала «крестной матерью» борьбы со СПИДом в Авиньоне, и поддержки детей Камбоджи. Самое главное — просто давать право голоса (возможность высказаться), тем людям, у которых его нет. Конечно же, сложно иногда бывает кого-то защитить, потому что, когда вмешивается политическая составляющая, очень сложно заниматься гуманитарной помощью. Но это очень важно.

— При таком жестком жизненном графике, поделитесь, пожалуйста, секретом, как вы отдыхаете, как проводите свое свободное время? На что, на кого оно уходит? И как восстанавливаете эмоции, которых так много отдаете?

— Вы знаете, я уже 53 года занимаюсь кино и постоянно путешествую, в детстве хотела быть путешественницей, потому, в общем, моя мечта сбылась. Очень благодарна, что меня приглашают и ждут. Для каждого человека важно быть востребованным. Очень люблю контактировать с людьми, не люблю, когда у меня охрана, она мешает непосредственному контакту с людьми. Дома просто расслабляюсь, одеваюсь по-арабски и ничего не делаю. Но это бывает крайне редко, потому что я всегда в пути.

— Не могу не спросить, хотя, возможно, это вопрос достаточно банальный. В принципе, весь мир, включая, естественно, Европу, активно страдает от экспансии американского кинематографа. Как, на ваш взгляд, выживать великолепному европейскому кино? Как противодействовать этой экспансии, чем?

— Надо просто защищать свою страну. Потому что у нас нет таких денег, как у американцев. И в Каннах, и в Венеции, на каждом фестивале всегда подавляющее число американских фильмов. Что мне нравится здесь, в Вологде, что здесь люди со всех концов Земли. Это важно! Мне кажется, самое важное сегодня для кино — копродакшн, чтобы страны работали вместе, чтобы фильмы могли одновременно выходить во всех странах. Раньше такого было больше, теперь этого меньше. В итоге мы не знаем, что делают, даже во Франции на сегодняшний день сложно посмотреть итальянские фильмы, они не все выходят. Если фильмы не циркулируют и не перемещаются, остаются в одном месте, рынок не работает.

— Я не очень знаю итальянское законодательство, но во Франции есть законы, защищающие национальный кинематограф. В России, Украине к этому, к сожалению, пока не пришли, но очень много разговоров на эту тему. Как это должно работать?

— В Италии сейчас вообще мало денег, мало кино. Культуру мало защищают, поэтому я живу во Франции. Во Франции очень много государственной поддержки, поддерживается и музыка, и все формы искусства. Это очень важно, особенно для молодежи, для нового поколения. Если ваша страна пойдет по этому пути, культуре быть.

— Клаудиа, Ален Делон, например, в последнее время много играет в театре. Многие другие знаменитые киноактеры не чураются такого опыта. Что вы делаете в театре?

— Две пьесы Теннеси Уильямса, одну Пиранделло, еще одна пьеса — неизвестного автора. Всего — четыре. Сейчас мне прислали еще четыре предложения, но я еще не дала согласия. Театр, как и кино, мне нравится. Вообще я всю жизнь получаю удовольствие от работы. Это тоже секрет хорошего настроения и пребывания в форме.

— Прежде чем поблагодарить вас за разговор, еще раз хочу выразить свое восхищение тем, как вы выглядите, можете выдать еще секрет?

— Никогда не делала лифтинг. Нельзя же время остановить. Мы все здесь временно.

СПРАВКА «Дня»

Клаудиа Кардинале родилась в Тунисе. В 18 лет победила на конкурсе красоты, приехала на кинофестиваль в Венецию и не осталась незамеченной. В кино с 1957года. Училась в Римском экспериментальном киноцентре. С первого же появления на экране обращает на себя внимание крупных европейских режиссеров.

С начала 60-х годов становится одной из самых популярных актрис национального кино, достигая значительных успехов исполнением разножанровых ролей в фильмах в первую очередь Мауро Болоньини — «Красавчик Антонио» (1960), «Ла Вьячча» (1961), «Дряхлость» (1962), Франческо Мазелли — «Дофины» (1960), «Равнодушные» (1963), а также в «Девушке с чемоданом» (1961), Валерио Дзурлини — «Девушке Бубе» (1963) Луиджи Коменчини, «Великолепном рогоносце» (1964) Антонио Пьетранджели, «День совы«/«Сова появляется днем» (1967) Дамиано Дамиани. Международное признание принесло ей участие в фильме Федерико Феллини «Восемь с половиной» (1963) и многолетнее сотрудничество с Лукино Висконти — «Рокко и его братья» (1960), «Леопард» (1963), «Туманные звезды Большой Mедведицы» (1965), «Семейный портрет в интерьере» (1974). После разрыва с мужем, продюсером Франко Кристальди, Кардинале выходит замуж за режиссера Паскуале Скуитьери. За свою долгую творческую биографию актриса была удостоена многих почетных кинематографических наград, среди которых: каннская «Золотая пальмовая ветвь», «Золотая раковина» Сан-Себастьяна, «Золотой лев» Берлинского кинофестиваля, итальянская национальная премия «Давид».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать