Кого и зачем возводят на фонограммный пьедестал
Но что-то не то состоялось в КПИ. Танцевальная музыка динамично уложилась в свои стандарты. От «Я тебе люблю віртуально»... полтавского «Радіа-Р» до «Україна — це ми! Самогубців не ховають з нормальними людьми» (творческое достояние победителей из Сум «Хаммерман знищує віруси»). Внутри — кислота, децибелы, бухание, «курсанты немного поверещали». Относительно музыки популярной, то беспрекословно наиболее заметной стала киевская студентка родом с Нововолынска Янка Козырь. Умелое использование элементов фольклора с народной манерой пения объединились с интересным сценическим воплощением. К первому месту певица прибавила специальный знак отличия от жюри конкурса модельеров-дизайнеров. С популярной музыкой на Украине в общем порядок — стильно, профессионально и со вкусом. Денег бы киевлянам Эсперанце и «Гольфстриму», нововолынской группе «Двойная игра» и будут конкурентоспособные проекты. Этим же вечером и встал первый вопрос. Каким образом попал к этой части конкурса оригинальный коллектив из Киева «Великолепный Жора и Фантастические мастера»? Парни качественно сыграли пост-панковскую музыку и заработали III место в поп-музыке. Объяснить это более-менее логично можно наличием в жюри аж трех депутатов различного уровня. Сначала это должно было быть смешным. Через полчаса те, у кого «есть уши», и журналисты и музыканты, заметили определенную тенденцию.
Чтобы в ней разобраться нужно повернуть немного назад. И вспомнить. Вспомнить, что рок-музыка на Украине имеет давние и интересные корни. Корни эти старательно и с треском корчевали и рубили. Кто — через полное непонимание. Кто — как раз наоборот! Благодаря четкому пониманию. Пониманию того, что рок-музыка — мощная и влиятельная сила. Влиятельная, в первую очередь, на сердце и ум, а не на длину волос. Поскольку речь шла о молодежи, то присматривать поручили организации, которая пряталась за аббревиатурой с пяти литер и словосочетанием «.. союз молодежи». Стандартизованы серьезные выражения в бело-серо-черных цветах в новых галстуках и значках. Интересно было наблюдать за этими «великовозрастными» дядями, например, в жюри легендарного киевского фестиваля «Голосиево» в конце восьмидесятых. В ноябре двохтысячного дяди появились опять. Нет — текстов не «летовали» и нот не требовали. Хотя на всякий случай отборочно прослушали. Расталкивать свободу творчества и выражение чувств в музыке начала концепция. Ее «причандалы» давно знакомые — залитая пивом сцена, полусиние конкурсные ноты, с обязательным гулом зрительского возмущения во время коронования, наклеенные там- сям три буквы «V.I.P.», бычьи взгляды охраны и «фанера», «фанера», «фанера» под титром «живой звук». Для окончательного комплекта не приехали «почетные гости».
Понятно, что молодых людей, играющих рок, трудно уже чем-то запугать — все они ходили одними улицами. Понятно, что и подогнуть таких музыкантов еще труднее. А вот «правильно» оценить можно. И поставить на фонограммный пьедестал нужных можно. Срочно перетянуть с попсы и построить для них победу. Соорудить, держа в голове будущие предвыборные туры, где будут старательно отрабатываться достижения. В таких турах должно быть все спрогнозировано. А «на живо» спрогнозированное рта не откроешь. Музыканты роковые так не умеют. Возможно, правда, я зачем-то не заметил среди шума избирательных времен. После честно выполненной работы жюри прячется за кулисами. Зрители отвечают тишиной непонимания и донимающим свистом на нервные попытки ведущего спасти ситуацию: «... не чувствуется, что это были победители в рок-музыке! « Тишина стоит на рок-конкурсе, на заключительном концерте в КПИ, на гранд-шоу в киевском Дворце спорта. Телевидение отрежет и подхлопает с другого места. Правда, вряд ли этот вокально-инструментальный ансамбль поймет, что в мегафончик на рок-концертах вопят далеко не рок-музыканты. Именно те, кто честно и профессионально играет. И играл и добывал аплодисменты поднятыми вверх руками — «Небесна копалина» (Киев), «Дивна суміш» (Чернигов), «Сбей пепл’s» (Херсон), «Замість пігулок» (Черкассы) и другие. Это перед ними появился «фанерний» указатель, который продемонстрировал новейшую концепцию «Жемчужин сезона». Их новейшие пути. Пути, которые ведут к телерадиоэфирам, к тусовке с фуршетами и денежными братками. Шагая этими путями, бывший рок-музыкант может уверенно встретить звание «заслуженного». Но пути эти посреди нудной музыкальной пустыни. Пустыни, которая может похоронить стержень фестиваля. Тот стержень, который влек молодых украинских музыкантов.