«Королевская» ярмарка в Люблине
В город со своими работами приехало более 250 мастеров. Среди них 50 — из Украины. Наших здесь любят и узнают по сложным и оригинальным техникам, формам и образам работ![](/sites/default/files/main/articles/21082013/12yarmarka3.jpg)
На четыре дня город Люблин — один из самых красивых старых городов Польши — превратился в настоящую ярмарочную площадь. Гончары, ткачихи, вышивальщицы, мастера по ажурному вырезыванию из бумаги, кукольники, плотники из Польши, Украины, Беларуси, Словакии, Венгрии и Литвы привезли свои изделия сюда, на Ягеллонскую ярмарку народного искусства. Здесь все сделано вручную — организаторы фестиваля из мэрии города лично отбирают каждого участника.
Вот седовласая бабушка продает на ярмарке всего три коврика — один из льна, два из хлопка. Говорит, что она над каждым работает по крайней мере месяц, сплетает ниточку к ниточке. И так два метра длины. Один коврик стоит 80 злотых (приблизительно 200 гривен). Немного дальше — бородатый дедушка выставил на продажу на простеньком льняном полотенце всего пять резных деревянных статуэток Иисуса Христа и святых. А вот Алисия Кочановска и Данута Радульска — мастерицы, известные далеко за пределами Польши. Они создают уникальные шерстяные гобелены — преимущественно двухцветные. На каждом из них — целая история из жизни жителей небольших польских поселков. Сюжеты не выдуманные, а взятые из жизни: кто-то собирает грибы, кто-то носит воду из колодца, а кто-то — обрабатывает землю. А еще на гобеленах много цветов, птиц и разного скота. Мастерицы говорят, что их работы продаются даже в Японии и им все время заказывают новые и новые изделия, потому что спрос большой.
От Украины в польский Люблин приехало свыше полсотни мастеров — с Полтавщины и Житомирщины, Львовщины и Ивано-Франковщины. Они привезли косовскую керамику, яворивские игрушки, ажурные украшения из бумаги, писанки, вышиванки и куклы. «В этом году поляки не очень активны. По крайней мере, не так интересуются и покупают, как два года тому назад, — говорит гончар Игорь Радиш из села Рожнова Ивано-Франковской области, который создает посуду для обихода и изразцы с традиционными гуцульскими рисунками. — По-видимому, и их кризис коснулся. Вижу, обращают внимание на дешевые изделия — деревянные бусы, ложки, дощечки. Я в первый день продал одну тарелку за 200 злотых (500 гривен), а во второй — другую за 50 злотых (125 гривен). И все. На чашки вынужден даже цену снизить — с 40 злотых до 30. Меньше уже не могу. Они же расписные! Птичек рисовать сложнее, чем цветы. Польская керамика более дешевая, потому что более простая».
Успехом пользуется у поляков традиционная украинская игрушка — яворивская. «Участие в подобных ярмарках очень полезно — на них приезжают агенты, если их можно так назвать, с других ярмарок, приглашают на свои фестивали. И на этот раз имеем много полезных знакомств», — говорит мастерица яворивской игрушки Оксана Когут. Кстати, польские художники тоже предлагают похожие по конструкции, но значительно более простые по росписи деревянные игрушки. Пани Оксана объясняет, что эти мастера родом из Украины, но когда-то давно они переехали жить в Польшу и привезли с собой некоторые знания и представления об игрушке из дерева.
На одной из палаток висят странные колокольчики, будто из закрученной травы. Берешь в руки, а на ладони остается запах свежего сена. Это Анджей Вжеценко и его жена, знающая все о лечебных и магических свойствах разнотравья, создают фигуры из сена. Говорят, что такая техника — их собственная разработка. Из сухой травы авторы делают разной толщины строчки, а из них сшивают фигурки. Как правило, со своими изделиями далеко не выезжают — те, кто стремится купить сплетенные из сухой травы фигурки ангелов, медведей, лошадей, кур, приезжают к ним в Татры. Сейчас в нескольких странах Европы рестораны и усадьбы украшены их изделиями. Есть соломенные изделия и в больших музеях Чехии и Франции.
Ягеллонская ярмарка была возрождена в 2007 году в память о королевских ярмарках XV—XVI веков, но в сотрудничестве Люблина и Львова. В настоящее время организаторы фестиваля говорят, что они не хотят делать ярмарку только народных ремесел. Это должен быть и кулинарный, и музыкальный, и детский фестиваль.
Выпуск газеты №:
№149, (2013)Section
Тайм-аут