Крылья-паруса у чайки прочны!
Украинское судно пришло третьим на регате «Baltic Sail-2006»
К огда стало ясно, что украинская чайка «Пресвятая Покрова» на парусной регате «Baltic Sail-2006» пришла из Карлскрона в Росток второй, обойдя на пять часов российский «Штандарт», а на финише — немецкую джонку «Кублесхан», — радости команды не было границ. Впервые за историю походов украинская чайка получила такое высокое признание! Около 300 судов пыталось участвовать в регате, однако участие только 30-ти засчитали, и среди них — «Пресвятую Покрову». В небе Балтики развевались по несколько российских, польских, немецких флагов, флаги Дании, Норвегии, Швеции и Мальты. И только один — украинский, на «Пресвятой Покрове». 16 лет самоотверженных усилий львовского общества «Кош» принесли такие результаты. На первых страницах польских, датских, немецких, шведских газет на утро после тридцатичасовой гонки была напечатана фотография именно нашего судна. Немцы уже десятый год подряд удерживает первенство, и к этому все уже привыкли. Наш же успех вызвал восторг и удивление. Голландцы в тексте отметили: наконец, Украина получила импульс едва ли не для первого положительного имиджа. Многие видели, как во время шторма, развив скорость в 8,8 узла, при которой многие просто ныряют носом в воду, образовался такой крен, что 12 человек команды все отошли для противовеса с правого борта, как обычно бывает на спортивных яхтах. И в этот момент единство людей было удивительно. В знак уважения несколько дней подряд каждый вечер в гости к украинцам приплывала на веслах лодка с 12-ю свечами и трубач играл гимн Украины. А козаки пели. Такое не забывается. И это ничего, что Украина практически скромно промолчала, обошлась без благодарных комментариев, и геройство львовян никак не отметила, хотя у страны был повод быть довольной. Потому что наконец за 16 лет существования чайки при поддержке государства, лично Президента Ющенко и министра иностранных дел Б. Тарасюка (которые в прошлом году побывали в Гданьске и посетили чайку), для ремонта лодки львовский филиал «Укрэксимбанка» выделил 100 тысяч гривен, и именно это способствовало победе. Козаки приобрели наконец новый мотор, сняв старый, не известно какого года выпуска. А на деньги, которые дали как денежное вознаграждение за второе место, приобрели 100 метров прочного каната, циркуль и еще кое-какое навигационное оборудование по мелочи. Вот и вся «выгода»...
Хотя, если быть честными, победы нельзя было бы достичь, если бы не друзья из других стран. Команда командой, патриотизм и самоотверженность само собой, а капитана пришлось нанимать. В этом году на «Пресвятой Покрове» в море капитаном пошел поляк, Цезарь Байер. Он оставил в Гданьске жену и детей и, взяв отпуск за свой счет, возглавил команду. Конечно, кто-то другой требовал бы оплату, только не Царик, как его называла команда. Он ради общего дела еще и свои деньги выделил и болел за победу всей душой. Вообще, это путешествие в Карлскрон, а потом на острова Готлиб и Карлсо, нельзя назвать легким. Чего стоили навигационные карты, которые у всех были «фабричными», а у наших — обычными и не очень качественными ксерокопиями. Сумму в 1000 евро — за 20 карт по 50 евро, — команда «Святой Покровы» позволить себе не могла. Потом шутили, что им, как в былые времена настоящим казакам, помогали звезды...Не было и денег на приобретение продуктов. (Взятых из дому не хватило). Единственным источником становились тоже взятые из дому сувениры, которые козаки продавали в портах и на это покупали какую- то еду. Гордым и сильным мужчинам было стыдно, вплоть до злобы, прибегать к такому заработку, но ничего сделать не могли. По большому счету, сувениры нужно было бы раздавать, как это делают все «приличные люди», но не при наших трудных условиях...
Однажды каждый из трех спонсоров выделил им для питания гречку, а четвертый — масло, и половину путешествия они ели гречку с маслом, а вторую половину — только гречку, потому что масло закончилась. Эти странные люди все эти неприятности вспоминают теперь с неизменной улыбкой, без обиды на обстоятельства. Они прикладывали столько труда, времени, собственных денег к тому, чтобы доказать, что козацкая чайка — в давние времена и сейчас — лодка красивая и надежная, что сказать, что это удивляет — просто не сказать ничего. Много ли найдется сегодня людей, которые не для собственной семьи, детей, своего благосостояния, личной пользы (что уже привычно выражается только в деньгах) могут из года в год работать на идею? Идею, которая никогда не будет оценена в материальном эквиваленте, а только уважением, которое должны оказать, лишь благодарностью, на которую тоже жалеем эмоций. Думаю, именно поэтому они с болью говорят сегодня, что так нужны им молодые силы, надежная замена, которым смогут передать все, чем владеют сами. А чем владеют? Козацким характером (вещь гипотетическая, руками не потрогаешь...), лодкой, которую строили собственными руками и которая через некоторое время может стать лишь кучей гнилого дерева. Что ни говорите, а огорчает, что даже за страховку, за возможность содержать в Польше, в порту Любка, в течение года лодку, созданную руками энтузиастов и во имя славы украинской, заплатили опять же немцы, а не мы. 15 лет в городе, который считается едва ли не колыбелью украинского патриотизма, во Львове, обществу «Кош» не выделят даже какого-то полуподвального помещения, где бы можно было разместить много вещей. Собранные ими настоящие мушкеты и пушки, знамена, живопись, многочисленные сувениры. Чего стоит хотя бы флаг, который 9 мая 1992- го года на «Пресвятой покрове» подняла команда чайки, поставив лодку перед оперным театром во Львове — флаг украинских военно- морских сил. А вторым уже, извините за уточнение, несколько позже подняли знамя на «Гетмане Сагайдачном».
Юрий Волощак, Виктор Полюх, Иван Фитель, Мирослав Шуляр, Андрей Винницкий, Тарас Леськив, Григорий Козий. Можно еще называть фамилии, но эти — обязательно. Что о них можно сказать? — Чудаки. Патриоты. Грешные и святые львовяне, которые ради славы козацкой не пожалеют живота своего. Сколько найдется у них последователей? Так хочется, чтобы немало...
Выпуск газеты №:
№155, (2006)Section
Тайм-аут