Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Кукла должна играть куклу»

1 апреля спектаклем «Дом, который построил Свифт» Театр марионеток начинает свою работу
27 марта, 20:29

Этот коллектив уникальный тем, что он единственный в Украине. Театр марионеток был создан в 1989 году благодаря фантазии, огромному желанию и усилиям режиссера, художника, актера Михаила ЯРЕМЧУКА и его единомышленников. Миниатюрная сцена этого сказочного домика, в уютный двор на подольской улице которого ведет эмблема театра — мечтательные блестящие глаза и большое любящее сердце сказочного Пьеро, в каждом представлении превращалась в настоящую вселенную, меридианы которой оживали, благодаря таланту создателей этих сценических жемчужин.

За годы своего существования Театр марионеток приобрел огромную популярность как в Украине, так и за ее границами. Его представления «Дом, который построил Свифт» и «Вишневый сад» награждены театральной премией «Киевская Пектораль», не один раз актеры привозили престижные призы с международных фестивалей, где театр представлял искусство Украины.

Репертуарная афиша Театра марионеток состояла из представлений для маленьких и взрослых зрителей. Но вот, в истории театра наступает новый творческий этап. Сделав кардинальную реконструкцию помещения театра, его художественный руководитель Михаил Яремчук выступил с новой творческой программой, которая не менее кардинально меняет и его подход к существованию театра как такового. Каким же будет новое творческое лицо Театра марионеток — об этом наш разговор с Михаилом Яремчуком.

— Новая концепция театра заключается в том, чтобы это был не просто Театр марионеток, а театральная мастерская, где можно реализовать разнообразные творческие эксперименты, проекты, — сказал М. Яремчук. — Я стремлюсь к искренности, откровенности, чтобы было больше правды на сцене. И конечно, больше театральности в представлениях.

— Что вы имеете в виду под названием «Театральная мастерская»?

— У меня наступил такой период в творчестве, когда просто делать спектакли для их проката или ради самих спектаклей, стало не интересно. Хочется идти вперед, осуществлять то, чего до сих пор не приходилось воплощать в спектаклях. Хочется эксперимента, а это возможно только с молодежью, открытой для покорения новых творческих горизонтов. Именно поэтому я набрал курс в Университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого, где передаю студентам то, что накопил за долгие годы и что может пригодиться будущим актерам, режиссерам. Попробовать с ними реализовать мои замыслы. Основной чертой нашей мастерской будет поиск, процесс. А для этого нужна определенная театральная база и думаю, что Театр марионеток для этого подходит как нельзя лучше. В наших замыслах есть поиски в области искусства марионетки и в других театральных жанрах. Мне хотелось, чтобы к нам присоединились художники, литераторы, музыканты, чтобы в мастерской проходила интересная, насыщенная жизнь. Мечтаю создать такой творческий клуб, где бы в нашем перестроенном фойе могли бы собраться интересные люди, проводить тематические вечера, встречи.

— Театр — это, в первую очередь, спектакли. Что вы собираетесь ставить?

— Сейчас в работе спектакль «Макбет», репетируем Мрожека. Что касается марионетки, я хочу попробовать доказать, и в первую очередь себе, а потом зрителям, что кукла должна играть куклу, а не просто заменять собой человека. Мне важно исследовать природу куклы, выяснять, как ее можно использовать в театре. Потому что кукла — это не только какая- то сделанная игрушка, а понятие более объемное.

— Приоритет в репертуаре вы теперь делаете на взрослых, а не на детских зрителей?

— Я не стал бы делить публику по возрастному признаку. Есть конкретный драматургический материал для взрослых или для детей. По мере того, как будет появляться идея постановок, для тех зрителей и буду ставить спектакль. На данный момент планировать что-то заранее не берусь. У меня есть желание поставить спектакль для совсем маленьких детей, которые только что-то начинают понимать. К сожалению детских представлений в театрах очень мало. То, что делается для детей в большинстве случаев превращается в сферу обслуживания в худшем понимании этого слова (представления на каникулы, праздники). Сегодня нет настоящего откровения с детьми ни в одном театре, ни у нас, ни в постсоветских странах. К сожалению, все делается ради зарабатывания денег, никто не занимается серьезным изучением того, что хочет увидеть в театре ребенок. Если я решу поставить спектакль для детей, то попробую четко понять психологию ребенка, что для него театр, для чего я ему показываю спектакль — все должно быть мотивировано.

— Странно, что вы говорите о поисках понимания психологии ребенка, потому что после ваших спектаклей складывается впечатление, что вы знаете ее досконально...

— Возможно, так выглядело с точки зрения зрителей. Но в какой-то момент мы в театре почувствовали, что не думаем о детях, ни о своих творческих ощущениях — мы стали просто рабами плана, обязательного репертуара. Конечно, можно существовать и так, быть академическим или национальным театром, но в середине коллектива нет творчества. Я, когда начинал создавать Театр марионеток, то искал новое. И сейчас хочу выполнять главную свою задачу: не остановиться, а идти вперед. Просто в уже найденном нет смысла. Поэтому я хочу открыть Театральную мастерскую, где бы мы могли заниматься поиском настоящего, а не занимались эксплуатацией уже наработанного. Для меня театр — это, прежде всего, познание себя. Это не средство обогащения, не предприятие, приносящее прибыли. В театре нужно делать духовные открытия...

— На каком литературном материале вы планируете воплощать свои творческие замыслы?

— Планирую сделать постановки произведений Шекспира и Булгакова. Мне очень интересны эти писатели, в их произведениях есть не только высокая драматургия, но и пространство для постановщика. Потому что для меня время просто ставить представления, чтобы что-то ставить, давно прошло. Сейчас самое главное — творческий поиск и этим я живу.

СПРАВКА «Дня»

Михаил ЯРЕМЧУК — выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кино им. Черкасова. Факультет театра кукол, специализация — режиссура. В театре работает с 1976 года как актер, бутафор, скульптор, художник-постановщик, режиссер-постановщик. Осуществил десятки постановок спектаклей как режиссер и как художник в разных театрах кукол Украины, России, Беларуси, Польши и Испании. Награждался дипломами за лучшую режиссуру, лучшую сценографию, лучший спектакль на международных фестивалях, дипломами «Киевская Пектораль». В 1989 году основал Театр марионеток, где все постановки спектаклей и все марионетки сделаны Михаилом Яремчуком.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать